Чему учит ребенка игра в прятки. Играем в прятки с детьми В какой руке сюрприз

Активная игра

От 2 игроков

Не регламентировано

Краткая история

Сейчас мы все знаем прятки как детскую игру, но раньше это была игра, в которую играли взрослые. В Англии существовал обычай, когда с наступлением весны люди ходили в леса и поля, чтобы найти там цветы и птиц. То, что они находили там, они приносили в деревню,чтобы продемонстрировать, что весна действительно наступила. Поиски первых признаков весны в лесу, где они прятались, и стали игрой в прятки.

Правила игры и ее название менялись в зависимости от страны. Если правила везде очень схожи, то названия отличаются сильно. Например, на Балканах и в Турции игра называется “Любишь ли ты соседа?”, а во Франции “Каше-каше”. Но все же вне зависимости от названий и небольших отличий в правилах эта игра широка распространена и любима по всему миру.

Описание

Игра в прятки, зародившиеся тысячу лет назад являются неотъемлемой частью детства каждого ребенка. Существует множество вариаций пряток в разных странах. Эта игра помогает ребенку в развитии как физически, так и в развитии мышления и воображения.

Правила

В начале игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 100 (или другого числа). Иногда десятками до 100 или 200. Другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать “раз-два-три-четыре-пять, я иду [всех вас] искать”, “пора-не пора, иду со двора” или “кто не спрятался, я не виноват”. Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся условленные слова, отличающиеся в разных регионах (“чека”, “палочка-выручалочка”, “палы-выры”, “тра-та-та”, “кулы-кулы”, “туки-руки”, “туки-туки за себя”, “бан-барабан за себя”, “стук-стук за себя”, “стуки-та”, “пали-стукали”, “стукали-пали я”, “туки-баки”, “тюли-я”, “стук палочки я”). Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили (“зачекали”) первым, а если не засалили никого - тот же, что и в прошлый раз. Прятаться за спиной или рядом с водящим нельзя. Иногда как вариант последний игрок может выручить всех “застукал” и водящий снова водит. Для придания динамизма игре по условиям водящим становится последний “застуканный”.

В прятки любят играть большинство детей разного возраста. Еще наши бабушки любили играть в прятки, и наши внуки наверняка будут в нее играть.

Многие считают, что игра сначала зародилась в Англии. С наступлением весенних дней люди выходили в леса и луга, в поля в поисках признаков весны. Ими считались птицы и первые цветы, распускавшиеся с наступлением весны.

Находки с леса являлись подтверждением того, что действительно пришла весна. Поиск весенних признаков послужил основой игры в прятки. Как на самом деле играть в классическую игру прятки?

Правила игры несложные. Собравшиеся вместе игроки вначале выбирают участника, который будет вести игру, тот и будет водой.

Затем все игроки разбегаются, кроме водящего, и начинают прятаться в разных местах.

Водящий игру остается на месте, считая до определенной цифры (от 10 и выше), с закрытыми глазами и прижавшись к дереву или стене, далее он начинает искать других участников. Первым, кого он находит должен быть водой и в следующей игре.

Вся игра в прятки проходит на определенной территории, которую отметили сами участники. Существуют различные виды игры в прятки на сегодня, например: “жмурки”, “московские прятки” и т.д.

Как правильно играть в московские прятки?

Московские прятки наиболее популярны в последнее время. Здесь правила игры более сложные. В московских прятках необходимы помимо определенной территории, камень(кирпич), а также обычная доска и палочки, равные количеству участников (если 12 игроков, то соответсвенно столько и палочек).

Для начала на камень кладется доска, а на край доски 12 палочек. Один из игроков с криком “гони” прыгает на доску, и затем, водящий собирает все разбросанные палочки и кладет их обратно на доску. Во время этого все участники разбегаются и прячутся.

Затем вода собирает все палочки, кладет на доску, и отправляется искать игроков. Участники же снова должны разбросать палочки, тогда игра повторяется заново.

Развитие умственных и физических способностей детей происходит во время игры в прятки. Дети начинают чувствовать себя “открывателями” и “следопытами”.

В детях развивается стремление к открытиям, и им игра очень нравится. Данная игра способствует развитию логики и мышления у детей, целеустремленности и находчивости, помогает в воспитании вашего ребенка.

Больше всего способствует развитию детей от 1 до 3 лет прятки с различными предметами. Если вы дадите ребенку интересную для него игрушку, затем возьмете и спрячете ее, ребенок начинает искать ее. Тем самым, вы развиваете умственные способности малыша, также стимулируете формирование его мыслительных способностей.

Взрослые тоже могут играть в прятки, веселая игра даст возможность отвлечься от повседневных дел и забот, окунуться в мир детства. Вам нравится игра в прятки? Мы предлагаем вам поиграть в казаки-разбойники!

Статьи по теме:

Прятки - фактически первая игра, в которую начинает играть малыш. Это игра, подразумевающая не просто манипуляцию предметом, а взаимодействие с другим человеком, общение с ним.

Для младенца нет понятия времени и постоянства предметов. Если мама ушла, то это навсегда. Причем уход приравнивается к потере зрительного контакта. Поэтому первые прятки - это игра "ку-ку", когда мама закрывает себе глаза руками (прячется), а потом находится. Для малыша приносит радость не прятание, а отыскивание мамы, восстановление контакта с ней. Малыш испытывает радость от того, что мама никуда не делась.

Со временем ребенок начинает сам закрывать лицо руками или пеленкой, прячась от мамы. Прятки в таком раннем возрасте - это способ постоянно укреплять связь с мамой.

Также младенец познает принцип постоянства мира. Для детской психики мир исчезает, когда ребенок закрывает глаза. "Я тебя не вижу, значит, ты не существуешь" - формула мышления младенца. Игра в прятки как раз помогает преодолеть эту формулу и понять, что мир остается прежним, даже когда на него не смотришь.

Прятки после года

Когда ребенок уже немного подрос, возможно придумать много вариантов пряток. Это и прятание предмета в руке ("Отгадай в какой руке"), и отыскивание клада, спрятанного где-то в квартире, и прятки с мамой, и многое другое, на что хватит фантазии родителей.

Как и в случае с младенцем, ребенку доставляет огромную радость что-то найти или быть найденным. Мышление ребенка развивается. Прятки помогают ему в этом: ведь необходимо поставить себе цель (поиск предмета или мамы) и достичь ее, что не всегда просто, необходимо приложить старание и усилие. Таким образом, прятки помогают формировать процессы и развивают настойчивость ребенка.

Но самое важное, что прятки - это время активного позитивного общения с мамой. Насыщение жизни ребенка такими положительными эмоциями очень полезно для его развития.

Прятки в период адаптации к садику

Отдельно хотелось бы сказать о пользе игры в прятки, когда ребенка отдают в садик. За некоторое время до того, как ребенок начнет посещать ДОУ, лучше начать играть с ним в прятки. В данном случае важен именно момент отыскивания мамы. С помощью этой игры в подсознании ребенка формируется уверенность, что мама обязательно найдется, она не исчезнет навсегда. С тревогой по этому поводу как раз и сталкивается ребенок, приходя в садик. До этого он постоянно был дома вместе с мамой, а тут она уходит. Ребенок начинает нервничать, что мама про него забудет, оставит навсегда. Играя дома с ребенком в прятки, мама помогает в символическом виде справиться с этой тревогой.

Прятки в дошкольном возрасте

Ребята 3-6 лет уже играют в прятки друг с другом. Игра становится достаточно сложной: появляется ведущий (тот, кто ищет всех спрятавшихся) и правила игры. Как и любая другая коллективная игра в этом возрасте, прятки учат детей взаимодействовать друг с другом и договариваться. Ведь правила игры в каждом коллективе свои. В какой-то группе детей достаточно просто отыскать спрятавшегося, а у других ребят надо добежать быстрее его в условленное место и т.п. О правилах необходимо договориться. Каждый конкретный ребенок учится следовать обговоренным правилам. Если он этого не будет делать, другие ребята попросту не будут с ним играть.

Также прятки в этом возрасте учат проявлять лидерские качества. Это относится к тому, кто сам предлагает игру, выступает первым ее ведущим или становится инициатором изменения правил. Поэтому если родители хотят воспитать лидерские качества в ребенке, они должны обратить его внимание на эти моменты: где он может проявлять инициативу в коллективе.

Игра в прятки – это игра, где одни игроки прячутся, а другие пытаются их найти. Она очень простая, но с годами появилось очень много разных видов. Какой бы вы не выбрали (а мы рассмотрим несколько), вам нужны всего лишь несколько друзей, места, где можно спрятаться и шпионские навыки.

Шаги

Часть 1

правила игры
  1. Выберите игроков. Самое главное в "прятках" – найти желающих играть. Как минимум их должно быть двое. Хотя, чем больше игроков, тем лучше.

    • Если игроки разного возраста, то возьмите это в расчет. Те, кто младше, могут поместиться куда угодно, но они не всегда выбирают удачные места и у них снижена концентрация внимания.
  2. Обговорите правила игры. Если этого не сделать, то вместо игры будет просто хаотичный бег, разбитые статуэтки или кто-нибудь из младших застрянет в стиральной машине. Или все убегут из дома, когда водящий начнет искать. Закройте все комнаты, в которых хранятся фамильные и личные вещи – чердаки и спальни родителей. Или разрешите там прятаться только при определенных условиях: "не переворачивать все вверх дном и не прыгать на кровати".

    • Убедитесь, что все останутся целыми и невредимыми. Никто не должен падать с деревьев или карабкаться на крышу. Возьмите за правило прятаться только там, куда могут поместиться два человека.
    • Совсем скоро вы узнаете про виды игр. Сейчас просто обговорите самое основное – кто прячется, кто ведет, где прятаться, сколько времени считать и т.д.
  3. Найдите подходящее место. На улице веселее, но во время дождя лучше поиграть дома. Важно определить границы местности для игры, чтобы никто не убежал слишком далеко. Это же игра в прятки, а не марафонские бега!

    • Если вы играете с родителями, то им лучше быть в курсе, что происходит. Они не будут в восторге, узнав, что вы спрятались в гараже, под крыльцом или в душе, куда им придется за вами прыгать.
    • Старайтесь каждый раз играть в разных местах. Если вы всегда будете делать это в том же месте, то всем будут известны самые хорошие места и вас быстро найдут.

    Часть 2

    начало игры (Традиционная версия)
    1. Определите, кто "ведет". Для решения, кто будет "вести", есть много методов, к примеру: первым может "вести" самый младший; тот, у кого скоро день рождения или считалка "Раз картошка, два картошка". Также можно тянуть карточки с номерами из шляпы – тот, у кого №1, будет "вести" первым.

      • Если один из игроков старше, то лучше "вести" ему. Более юные участники игры не имеют такого опыта. Объем внимания изменяется с возрастом и старшие игроки с легкостью обыграют молодых противников.
    2. Начните игру. После того, как было решено, кто "ведет", он или она должны закрыть глаза и начать считать до 10. Или до 20, 50 или 100; также можно спеть песенку или рассказать стишок. Подойдет все, что может убить время, пока все остальные прячутся! Самое главное – чтобы все знали, сколько времени есть у них в запасе!

      • Убедитесь, что "водящий" не жульничает! Глаза должны быть закрыты руками, и голова повернута к углу. Никаких подглядываний!
    3. Быстро прячьтесь! Те, кто не "ведет", должны разбежаться и искать укромное местечко, пока он считает. "Водящий" не имеет права смотреть, кто куда побежал. Старайтесь не шуметь, когда прячетесь, иначе "водящий" сможет определить направление на слух.

      • После того, как укроетесь в убежище, сидите как можно тише. Не выдавайте себя! Если будете шуметь, то даже самое укромное место вас не спасет.
    4. Начинайте искать. Как только счет окончится, после слов "Кто не спрятался, я не виноват" сразу начинайте поиск. Используйте для этого свои глаза и уши. Как только увидите кого-то - поспешите его запятнать.

      • При желании спрятавшиеся игроки могут меняться местами. Прятаться там, где вас уже искали - очень хорошая идея. Это называют стратегией.
      • Если после поисков кого-то не смогли найти, и он не вернулся домой, то "водящий" должен подать ясный сигнал, что игра окончена. Крикните – и после этого станет ясно, что можно выходить.
        • Также можно прокричать "Все свободны" или "Alle, Alle auch sind frei", что в переводе означает "Выходите".
    5. Пришло время поменять "водящего". Им станет тот, кого нашли первым. Можно начать новый раунд сразу после первого найденного игрока или сначала найти всех, а затем начать заново.

      • Это также можно контролировать. Если "водящий" никого не находит после трех попыток, то его лучше заменить. Пусть у каждого будет шанс спрятаться!

    Часть 3

    разные виды игр
    1. Игра на основной базе. Теперь и прятаться, и искать стало труднее. Водящий и игроки те же, но нужно не просто прятаться, а также успеть вернуться на базу . И не быть пойманными! Им придется рисковать и выходить из убежища, пока водящий будет их искать. Это более напряженная версия.

      • Спрятавшиеся не знают, что происходит вокруг. Они все должны вернуться назад до того, как их запятнают. Или они проиграют!
    2. Игра с несколькими водящими. Те спрятавшиеся, кто был найден, должны также помогать в поисках. И в конце игры последнего игрока ищут уже 4 человека!

      • Игра также начинается с одного "водящего", к которому постепенно присоединяются остальные.
      • Первый игрок, которого "запятнали", будет искать остальных в следующем раунде, который начнется сразу после того, как все будут найдены.
    3. Побег из тюрьмы. Это добавляет еще больше остроты. Желающие играть должны пройти в "тюрьму". Обычно это просто комната или подъезд. Цель водящего – посадить всех в тюрьму. Но те, кто на свободе, могут освобождать других из заключения! Для этого нужно проникнуть туда и не быть застуканным.

      • Освобожденные могут спрятаться вновь или просто наслаждаться своей новообретенной свободой. Если кто-то в тюрьме, а кто-то прячется, действуйте по тем же принципам. При желании можно добавить еще какие-нибудь интересные элементы!
    4. Сардинки. Это прятки наизнанку. Прячется только один игрок, остальные его ищут. Тот, кто найдёт его первым, прячется вместе с ним. Затем к ним присоединяется следующий, кто их найдёт, потом по очереди все остальные. Игра кончается, когда последний игрок присоединяется к остальным. Обычно к этому времени они действительно напоминают банку сардин!

      • В сардинки часто играют в темноте. Это гораздо веселее - поймать друга и спросить: "Ты сардинка?". Если он ответит да - присоединяйтесь!
    5. Розыск. Эта игра похожа на побег из тюрьмы, но это, скорее, групповой вариант. Играют две команды (лучше по 4 человека или больше), у каждой есть своя база. Каждая команда должна спрятаться на базе другой команды, в то время как другая – на их базе. Выигрывает та команда, которая быстрее перебежит на базу противника без потерь.

      • В эту игру хорошо играть в парках. А еще лучше с наступлением сумерек! Только для начала убедитесь, что поддерживаете связь друг с другом, и никто не потеряется. Люди должны знать, когда игра окончена!
    • Есть много разных стратегий. Лучше всего прятаться на виду. К примеру, если около базы стоит стол, то можно укрыться под ним: там вас вряд ли будут искать, и у вас появится шанс вернуться на базу.
    • Если у вас маленькие дети – играйте с ними прямо в доме. Они будут счастливы, найдя вас.
    • Не стоит прятаться в труднодоступных местах. Малыши могут испугаться, не найдя вас поблизости.
    • Прячьтесь там, где на первый взгляд это сделать невозможно (например: в кабинете под раковиной в ванной). Но для начала убедитесь, что вы СИЛЬНО не поранитесь и не снесете все на своем пути.
    • Постарайтесь не отбрасывать тень. Она может быть в форме собаки, кошки, но не человека.

Одна из самых любимых детских забав — это прятки. Первый опыт игры малыши обычно приобретают еще до года, однако в столь раннем возрасте они не могут полноценно включиться в процесс. Трехлетний же ребенок способен понять правила игры, поэтому прятки нередко становятся частью их ежедневного досуга.

Польза игры

Возможно, взрослые об этом не задумываются, но детские забавы — это больше, чем просто способ поднять настроение. С их помощью малыши развиваются и приобретают новые навыки. Чему учит ребенка игра в прятки? Как минимум, умению концентрироваться и ориентироваться в окружающей его среде. Прячась в квартире или на улице, малыш изучает пространство и анализирует имеющиеся возможности. А будучи «водящим», он должен включить внимательность и логику, чтобы отыскать своих товарищей по игре.

Еще один большой положительный момент в прятках — это необходимость ребенка бороться со своими страхами. Если он боится темноты, то в процессе активной игры может смело спрятаться в темной комнате. Если его пугают замкнутые пространства, то он сможет забраться в узкий шкаф. Прятки помогают и детям, боящимся разлуки, хоть и кратковременной, с мамой или папой. В процессе игры с ровесниками они так увлекаются, что забывают обо всех своих небольших страхах и просто веселятся. Кроме того, игра в прятки учит детей независимости. В отсутствие рядом взрослых людей, они вынуждены принимать решения, что положительно сказывается на развитии их самостоятельности.

Таким образом, игра в прятки помогает развить следующие способности и навыки:

  • Память;
  • внимание;
  • «здоровое» любопытство;
  • самостоятельность;
  • уверенность в себе;
  • умение анализировать;
  • поисковые способности.

Интересно, что в процессе игры каждый ребенок демонстрирует свой темперамент. Кто-то с трудом может усидеть на месте, поэтому старается быстрее «застучаться». Кто-то, наоборот, прячется в своем «убежище» до победного — пока его не найдет «водящий».

Общие правила

Вариаций правил игры в прятки достаточно много, т.к. в каждой группе детей устанавливаются свои порядки. Однако существуют базовые правила, которым все следуют. Для игры необязательно созывать большую толпу — двух человек вполне достаточно, чтобы начать игровой процесс. Один из участников становится «водящим», остальные же от него прячутся. Определить «водящего» можно с помощью считалочки, жеребьевки или известной игры «Камень-ножницы-бумага». Обязательно выбирается место, на котором участники будут «застукиваться». «Водящий» отворачивается, закрывает глаза и считает до установленного числа (обычно до 15−20), а затем отправляется на поиски. Задача участников — незамеченными добежать до обозначенного места и «застучаться», прокричав об этом как можно громче. А участник, которого нашел и «застукал» «водящий» сам «водит» в следующей игре.

Чтобы игра в прятки была еще интереснее и познавательнее, можно использовать различные стишки, прибаутки и песенки. У малышей при этом будут тренироваться память и умение справляться с многозадачностью.

Играем с малышом дома и на даче

На детских площадках дети без проблем инициируют игру — много места, участников и возможностей спрятаться. Вопрос в том, как играть в прятки дома, особенно если малыш остался один со взрослыми. В условиях ограниченного пространства достаточно сложно найти удачное место, чтобы спрятаться, однако это не является серьезным препятствием для начала игры. Детские психологи уверяют, что для ребенка главное — быть найденным. По этой причине, они часто прячутся в одном и том же месте.

Далеко не всегда взрослые могут выделить время для игры с малышом. В этих случаях можно прибегнуть к альтернативному варианту пряток — использовать, например, любимую игрушку ребенка. Взрослые прячут игрушку в доме, а малыш пытается ее найти. Можно также придумать легкие подсказки, которые помогут юному детективу обнаружить пропажу. В игровой форме ребенок будет развивать базовые навыки аналитики и логики.

Если в квартире мало места, а играть в прятки очень хочется, то можно несколько усложнить задачу для «водящего». Завяжите ему глаза, а спрятавшихся участников попросите хлопать в ладоши. «Водящему», чтобы найти товарищей по игре, нужно будет ориентироваться на слух. Однако перед началом игры убедитесь, что пространство комнаты безопасно, и с завязанными глазами ребенок не получит травму.

В поисках решений, хорошим вариантом также станут прятки. Задача взрослых при этом — четко обозначить территорию, на которой будет проходить игра. Это очень важно, т.к. дети, заигравшись, часто теряют чувство безопасности и пространства. Поэтому лучше, если взрослые все же будут приглядывать за малышами и контролировать их передвижения.

Похожие статьи