Как помочь ушедшему в первые 40 дней. Душа после смерти. Вот несколько основных правил для проведения поминок

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Что происходит с душой умершего любимого после 40 дня? Можно ли изменить его участь? До всеобщего воскрешения где находятся души? Правда ли, что они спят? Я молюсь о любимом каждый день. Могу ли я разговаривать с ним? Мне очень плохо без него. Его нет уже 4 месяца. Я люблю его и не хочу, чтобы наша связь порвалась, я знаю, что только через молитву могу помочь ему.


Уважаемая Елена!

Вне всякого сомнения, у всех людей будет жизнь после смерти. Какова будет ваша жизнь после смерти зависит от наших отношений с Богом сейчас. Иисус Христос сказал: »Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин 11.25-26).

Весь смысл благовестия Иисуса Христа заключается в том, что Он разрушил власть греха и смерти, потому что смерть есть следствие греха. Иисус говорит: «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение — это надежда мира. Апостол Павел сказал: »Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... чтобы познать Его и силу воскресения Его... чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3.8,10-11).

После смерти у нас будет не просто жизнь, но Бог даст нам новые тела, лучшие, чем те, которые мы имеем сейчас. Мы не станем бесплотными духами. Верующие во Христа приобретут тела, подобные воскресшему телу Иисуса (см. 1 Кор 15.35-49).

Библия говорит нам, что будет воскресение добра и воскресение зла. Одни воскреснут к прославлению, другие — к поруганию (см. Дан 12.2-3; Мф 25.46; Откр 20.11-15).

Те, кто жил для Бога, приобретут тело, подобное Иисусову — преображенное, прославленное тело — и будут жить с Ним в вечной славе. Те же, кто не жил для Него, пойдут в место наказания и мучений. Да, есть жизнь после смерти, но какова она будет — определится тем, как мы проводим дни в этой «жизни до жизни».

В последние несколько лет мы познакомились со многими случаями возвращения к жизни после короткого периода «клинической смерти». Некоторые люди видели небо, а некоторым было дозволено заглянуть в ад. Они видели существо, о котором полагают, что это был Бог. Они общались с Иисусом. Некоторые люди просили о возвращении в эту жизнь, и Он им позволил; некоторые просили остаться, но Он сказал им, что у них есть еще обязанности в этой жизни. Все они, получив подобный опыт, переменили свою жизнь, — и это однозначно свидетельствует о том, что жизнь после смерти есть. Конечно, это не абсолютное доказательство существования жизни после смерти, однако, подобный опыт говорит в пользу утверждений Св. Писания о продолжении жизни за гробом.

По церковному установление символики погребения и поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.

Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Наиболее важным считается сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу.

После смерти человек уже не может молиться за себя, поэтому мы должны это делать за него. Очень полезны панихида и домашняя молитва об усопших, так же как и добрые дела, творимые в их воспоминание — милостыня или пожертвование на Церковь.

А для того, чтобы милостыня была угодна Богу, необходимо следовать некоторым поучениям:

Священное Писание учит нас: »Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3)

Преподобный Нил Синайский говорит: «Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни выразить словом, ни постичь умом, ни объять мыслью».

«Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия». Эти слова принадлежат преподобному Антонию Великому.

Но особенно полезно им — это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).


Ответ на этот вопрос прочитали 15199 посетителей

В православной традиции 40 день после смерти человека имеет определенное значение для его души. Но все же многих волнует, что значит 40 дней после смерти. У сорокового дня особенное значение: для людей, которые верят в Бога это некая граница, которая навсегда отделяет жизнь на земле от вечной жизни. Душа человека до 40 дней остается на земле после смерти, а затем покидает землю. Для религиозных людей 40 дней после смерти являются более трагичными, нежели сама кончина.

Душа в борьбе за рай или ад

Душа человека с 9 по 40 день проходит через множество препятствий, которые согласно православным представлениям называют воздушными мытарствами. С того момента, как человек умер, то до третьего дня его душа остается на земле и может отправиться куда угодно.

Что происходит на 40 день после смерти?

На 40 день после того, как душа проходит мытарства, находится в раю и попадает в , где она видит все мучения и ужасы, ждущие грешников в аду, ей предстоит в третий раз предстать перед Господом. Именно тогда будет решаться судьба души. То есть, куда душа отправится, и будет находиться до момента свершения Страшного Суда, в раю или в аду.

Именно по этой причине 40 день для церкви и близких покойного считается последней границей, после которой душа попадает либо к демонам, либо к ангелам.

Что делают на 40 день после смерти?

В этот день очень важно молиться, но и в предыдущие тоже. Молитва – это самый простой и верный способ попросить Всевышнего быть милосердным и вынести справедливый приговор.

Вместе с молитвой родственники во имя спасения души умершего могут принести жертву: отказаться на некоторое время от какого-либо греха. К примеру, перестать употреблять алкоголь или смотреть телевизор. Для покойного такой отказ пойдет только на пользу и принесет ему утешение.

Еще одной важной традицией на 40 дней после смерти являются поминки и необходимо знать, как правильно поминать покойного.

Итак, на поминках при проведении обеда должны присутствовать люди, которые верят в Бога. Отмечают 40 дней простой и постной едой, без изысканных блюд. Не нужно тратиться на то, чтобы ублажить гостей. На поминальном столе должно быть основное блюдо, символизирующее перерождение души – кутья. Прежде чем приступать к другим яствам каждый человек, который присутствует за столом, должен съесть хотя бы одну, а лучше несколько ложечек кутьи.

Ни под каким предлогом поминки не должны быть поводом для радостной и долгожданной встречи родственников и друзей, ведь это не застолье и не светское мероприятие. Разумеется, что на 40 дней после смерти за столом нельзя петь песни, веселиться или шутить.

Необходимо внимательно следить за ходом событий. Бывает, что в поминальные 40 дней за столом собираются люди, которые не виделись долгое время. И в момент, когда начинаются обыденные разговоры, вместо поминания покойного и разговоров о нем, нужно завершать .

На 40 дней после смерти необходимо обязательно отправиться на кладбище, а с собой принести цветы и свечу. Когда на 40 дней на могилу усопшего возлагаются цветы – это считается признаком уважения и демонстрацией большой любви к нему, также это говорит о тяжести от потери.

Подготавливаясь к сороковому дню, родственники должны, прежде всего, подумать о покойном и его душе, а не о меню, цветах и прочих подобных вещах. Необходимо правильно подойти к тому, что усопшего нужно уважать в первую очередь, а уж потом думать о гостях и об их удобствах.

Современный человек может практически все, но таинство смерти и сегодня остается загадкой. Никто не скажет точно, что ожидает после смерти физического тела, какой путь предстоит преодолеть душе и будет ли он. Тем не менее многочисленные свидетельства переживших клиническую смерть говорят о том, что жизнь по ту сторону реальна. А религия учит, как преодолеть путь в Вечность и обрести бесконечную радость.

В этой статье

Куда попадает душа после смерти

Согласно церковным представлениям душе предстоит пройти через 20 мытарств – страшных испытаний смертными грехами. Это позволит определить, достойна ли душа попадания в Царство Господне, где ждет ее бесконечная благодать и успокоение. Мытарства эти ужасны, даже Святая Дева Мария, согласно библейским текстам, опасалась их и молила сына о дозволении избежать посмертных мук.

Избежать мытарств не удастся ни одному новопреставленному. Но душе можно помочь: для этого близкие, оставшиеся на бренной земле, ставят свечи, постятся и .

Последовательно душа попадает с одного уровня мытарств на другой, каждый из которых страшнее и мучительнее предыдущего. Вот их список:

  1. Празднословие – страсть к пустым словам и разговорам чрезмерным.
  2. Ложь – намеренный обман окружающих ради извлечения собственной выгоды.
  3. Клевета – распространение неверных слухов о третьем лице и осуждение чужих поступков.
  4. Чревоугодие – чрезмерная любовь к пище.
  5. Праздность – лень и жизнь в бездействии.
  6. Воровство – присваивание чужого имущества.
  7. Сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным ценностям.
  8. Лихоимство – стремление добывать ценности нечестным путем.
  9. Неправда в делах и поступках – тяга совершать нечестные действия.
  10. Зависть – стремление завладеть тем же, что есть у ближнего.
  11. Гордыня – почитание себя самого выше других.
  12. Гнев и ярость.
  13. Злопамятность – хранение в памяти чужих проступков, жажда мести.
  14. Убийство.
  15. Чародейство – использование магии.
  16. Блуд – беспорядочные половые связи.
  17. Прелюбодеяние – измены супругу.
  18. Содомия – Бог отрицает союзы мужчины и мужчины, женщины и женщины.
  19. Ересь – отрицание Бога нашего.
  20. Жестокость – черствое сердце, невосприимчивость к чужому горю.

7 смертных грехов

Большинство мытарств – это стандартное представление о добродетелях человека, предписанных каждому праведнику законом Божиим. Душа сможет достичь Райских кущ, только успешно миновав через все мытарства. Если она не пройдет хотя бы одно испытание – эфирное тело застрянет на этом уровне и будет вечно терзаемо Бесами.

Куда попадает человек после смерти

Мытарства души наступают и длятся столько, сколько грехов совершил человек при жизни земной. Только на 40 день после смерти будет принято окончательное решение о том, где душе провести вечность – в Адском пламени или в Раю, подле Господа Бога.

Всякая душа может быть спасена, ибо Бог милостив: раскаяние очистит от грехов даже самого падшего человека, если искренно.

В Раю душа не знает беспокойств, не испытывает никаких желаний, земные страсти ей больше неведомы: единственная эмоция – это радость пребывания подле Господа. В аду же души терзаются и мучаются целую вечность, даже после Всемирного воскрешения их души, соединившись с плотью, продолжат страдать.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

После смерти все происходящее с душой неподвластно ее воле: новопреставленному остается смириться и принять новую реальность кротко и с достоинством. Первые 2 дня душа пребывает рядом с физической оболочкой, она прощается с родными местами, с близкими людьми. В это время ее сопровождают ангелы и бесы – каждая сторона пытается переманить душу на свою сторону.

За любую душу борются ангелы и демоны

На 3 день начинаются мытарства, в этот период родным стоит молиться особенно много и истово. После прекращения мытарств ангелы отнесут душу в Рай – показать то блаженство, которое может ее ожидать в вечности. На 6 дней забывает душа обо всех заботах и усердно кается в грехах, содеянных ведомо и неведомо.

душа опять предстает пред ликом Божиим. Родные и близкие должны помолиться за усопшего, просить о помиловании для него. Не нужно слез и стенаний, вспоминают о новопреставленном только хорошее.

Отобедать на 9 день лучше всего кутьей, сдобренной медом, символизирующей сладкую жизнь при Господе Боге. После 9-го дня ангелы покажут душе умершего Ад и муки, ждущие неправедно живших.

О том, что происходит с душой после смерти в каждый из дней, расскажет пастор В. И. Савчак:

На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, . Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Спустя полгода после смерти телесной душа предпоследний раз навестит близких и родных: они уже не в состоянии изменить ее судьбу в вечной жизни, остается только вспоминать хорошее и молиться усердно о вечном покое.

Православие и смерть

Для верующего православного человека жизнь и смерть неразделимы. Смерть воспринимается спокойно и торжественно, как начало перехода в вечность. Христианин верует, что каждому воздастся по деяниям, потому они больше заботятся не о количестве прожитых дней, а о наполненности добрыми делами и поступками. После смерти душу ждет Страшный суд, на котором решится, попадет человек в Царство Божие или отправится прямиком в Геенну Огненную за тяжкие прегрешения.

Икона Страшного суда в Храме Рождества Христова

Учение Христово наставляет последователей своих: не бойтесь смерти, ибо это не конец. Живите так, чтобы вечность провести пред ликом Божиим. В этом постулате заключена огромная сила, дающая надежду на жизнь бесконечную и смирение перед смертью.

На вопросы о смерти и смысле жизни отвечает профессор Московской духовной академии А. И. Осипов:

Душа ребенка

Прощание с ребенком – это огромное горе, но не стоит скорбеть излишне, душа не обремененного грехами малыша отправится в лучшее место. До 14-летнего возраста считается, что ребенок не несет полной ответственности за свои поступки, поскольку не успел достичь возраста желаний. В это время ребенок может быть слаб физически, но его душа наделена огромной мудростью: нередко малыши , воспоминания о которых обрывками всплывают в их сознании.

Никто не умирает без собственного на то согласия – смерть приходит в тот момент, когда душа человека призывает ее. Смерть ребенка – это его собственный выбор, просто душа решила вернуться домой – на небеса.

Дети воспринимают смерть иначе, чем взрослые. После смерти родственника ребенок будет недоумевать – отчего же все горюют? Ему непонятно, почему возвращение на небеса – это что-то плохое. В момент собственной смерти ребенок не чувствует ни скорби, ни горечи расставания, ни сожалений – он часто даже не понимает, что расстался с жизнью, ощущая себя счастливым, как и прежде.

После смерти душа ребенка живет в радости на Первом Небе.

Душу встречает любивший его родственник или просто светлая сущность, любившая при жизни детей. Здесь жизнь максимально похожа на земную: у него есть дом и игрушки, друзья и родственники. Любое желание души исполняется в мгновение ока.

Дети, жизнь которых прервалась еще в утробе матери – из-за аборта, выкидыша или неправильных родов, – также не страдают, не мучаются. Их остается привязанной к матери, она становится первой в очереди на физическое воплощение при следующей беременности женщины.

Душа самоубиенного

Самоубийство испокон веков считалось тяжким грехом – таким образом человек нарушает умысел Божий, забирая жизнь, дарованную Всевышним. Только Творец имеет право распоряжаться судьбами, а мысль о наложении на себя рук дана , искушающим и проверяющим человека.

Гюстав Доре. Лес самоубийц

Человек, умерший своей смертью, испытывает блаженство и облегчение, а вот для самоубийцы мучения только начинаются. Один мужчина не смог смириться с гибелью жены и решил наложить на себя руки, чтобы воссоединиться с любимой. Однако оказался вовсе не рядом: мужчину удалось реанимировать и расспросить о той стороне жизни. По его словам – это нечто страшное, чувство ужаса не проходит никогда, ощущение внутренней пытки бесконечно.

После кончины душа самоубийцы стремится к Райским вратам, но они заперты. Тогда она пытается вновь вернуться в тело – но и это оказывается невозможным. Душа находится в подвешенном состоянии, испытывает ужасные муки вплоть до того момента, когда человеку предстояла смерть по судьбе.

Все люди, которых удалось от самоубийства, описывают страшные картины. Душа находится в бесконечном падении, прервать которые не представляется возможным, языки адского пламени щекочут кожу и становятся все ближе и ближе. Большинство спасенных преследуют кошмарные видения до конца их дней. Если мысли о прерывании жизни своими руками закрадываются в голову, нужно помнить: выход есть всегда.

О том, что происходит с душой самоубийцы после смерти, как действовать, чтобы успокоить мятущуюся душу, расскажет канал Simplemagic:

Души животных

По поводу животных священнослужители и медиумы не имеют однозначного ответа на вопрос о последнем пристанище для душ. Однако некоторые святые мужи однозначно говорят о возможности приобщения зверя к Царству небесному. Апостол Павел прямо заявляет о том, что после смерти животное ждет избавление от рабства и страданий земных, придерживается этой точки зрения и Святой Симеон Новый Богослов, говоря, что, служа в бренном теле, вместе с человеком душа животного вкусит высшего блага после кончины физической.

Души животных найдут освобождение от рабской доли после смерти физической.

Интересна точка зрения на это счет Феофана Затворника: святитель полагал, что после смерти все души существ живых (кроме людей) присоединяются к великой Мировой Душе, созданной Творцом задолго до создания мира.

Время собирать камни

Думать о смерти и страшиться ее – совершенно нормально. Каждый человек желает заглянуть за завесу вечной тайны Жизни и узнать, что ждет за ее пределами. Танатология доказывают, что со времен Древнего мира к смерти готовились заранее, о ней думали как о части жизни, и в этом заключалась, пожалуй, самая большая мудрость наших предков.

Парапсихологи говорят, что после смерти человека душа испытывает те же чувства, что и человек во время физической кончины, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным до самого последнего вздоха.

После смерти душу ждет ровно то, что заслужил человек при жизни: , которую он проведет по ту сторону. Прожитые достойно годы, прощеные обидчики, теплые отношения с близкими людьми помогут душе оказаться в лучшем месте, где ее ждут покой, всепоглощающая любовь и блаженство.

Смерть – неизбежная данность, с которой рано или поздно столкнется каждый. Но это не конец – умирает лишь физическая оболочка, а душа человека обретает истинное бессмертие, поэтому не нужно печалиться, стоит отпустить родную душу с легким сердцем, мечтая о том, что однажды удастся встретиться вновь – уже по ту сторону жизни.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Ниже вы найдете приметы, которые нужно знать людям, похоронившим близкого человека - когда можно открывать зеркало после похорон, делать уборку и ремонт, смотреть телевизор. Существует множество ограничений и запретов, которые были придуманы нашими предками, по большей части, еще в дохристианские времена.

Когда открывать зеркало

Известный факт - после смерти человека полагается закрывать все отражающие поверхности. Это не только зеркала, но и телевизоры, мониторы компьютеров и другие вещи, в которых можно увидеть свое отражение. Это делается для того, чтобы отражение покойного не осталось в доме, а его призрак не являлся живым.

О том, когда можно открывать зеркало после похорон, примет много. По одним, это можно делать сразу же после возвращения с кладбища и поминок . По другим поверьям это делают спустя три дня, или не раньше девятого дня после смерти . Но это все - современные традиции. В деревнях по сей день снимают занавеси с зеркал только на 41-й день , когда судьба души усопшего уже решена.

Приметы основаны на пути усопшего. Так, по истечении трех дней после смерти ангел-хранитель уводит его осматривать рай. На 9 дней он предстанет перед Господом и отправится на осмотр ада. На 40-й же день душе выносится окончательный вердикт о том, где она будет пребывать. Поскольку только первые три дня после смерти душа находится среди живых, открыть зеркала можно после того, как она покинет его. То есть, на четвертый день. Раньше считалось, что все 40 дней душа время от времени может наведываться к родственникам. Поэтому и не открывали зеркала весь этот срок.

Иногда зеркала вовсе не завешивают. Например, когда человек умер в больнице, и его тело везут на кладбище из морга, а не из дома. Это неправильно. Душа человека все равно будет возвращаться домой и пребывать возле близких при жизни людей. Иногда закрывают только те зеркала, которые находятся там, где находится покойник. Также неверно, ведь душа будет бродить по всем комнатам дома.

Некоторые славянские приметы утверждают, что тот, кто первым посмотрится в открытое после похорон зеркало, вскоре умрет. Чтобы не допустить этого, к зеркалу первой подносят кошку. Ей эта примета не страшна.

Можно ли смотреть телевизор

По понятным причинам старинных примет по этому поводу не существует, но как уже было сказано выше, телевизоры полагается закрывать, как и зеркала. Открывать их можно одновременно с зеркалами. То есть, либо после похорон, либо после третьего, девятого или сорокового дня.

Церковь не запрещает смотреть телевизор, но рекомендует воздержаться от развлечений хотя бы девять дней . Смотреть новости, познавательные передачи можно, а просмотр фильмов и ток-шоу лучше отложить. Нельзя включать телевизор в доме, где лежит покойник. Дождитесь окончания похорон. Если покойный не был близким вам человеком, ограничение на вас не распространяется.

Эти правила касаются и прослушивания музыки. Исключение - церковные песнопения. Если имеется такое желание, можно послушать классическую музыку. Кстати, траурный оркестр - советское нововведение. В старину сопровождали молитвы и религиозные песнопения.

Хранить ли фото умерших?

Ответ положительный. Фото - это воспоминания о дорогом человеке, память для его внуков и правнуков. Уничтожая фотографии усопшего, вы позволяете его потомкам никогда не узнать о нем.

Но все же изображение покойника связано с миром мертвых . Экстрасенсы по фото могут определить, жив человек или нет. Поэтому рассматривать фотографии усопших слишком часто не стоит. Нельзя также перебарщивать с их количеством на стенах, полках и столах. Не вешайте возле портретов живых людей, отделяйте живую и мертвую энергии. Лучшее место для хранения - фотоальбом.

Гораздо больше негатива несут в себе фотографии, сделанные во время похорон. Лучше всего не делать их. Но, если фото уже имеются, их лучше уничтожить. Не имеет значения, что там изображено - гроб, кладбище, процесс отпевания, они являются сильным источником некротической энергетики.

Когда убираться в квартире

Пока в доме находится покойник, заниматься уборкой и выносить мусор нельзя. В противном случае может умереть еще один человек в этом доме. По поверью, убирающий выметет или вымоет его из жилища.

Убирать же нужно сразу после выноса гроба. За усопшим подметают и вымывают полы в то время, когда провожающие в последний путь уже уехали на кладбище. Так делают, чтобы сразу вымести из дома смерть, болезнь, горе.

Причем, такую легкую уборку нельзя делать кровным родственникам умершего. Им лучше поменьше соприкасаться с эманациями смерти, чтоб покойник не забрал своих близких с собой. Не убирают после покойника и беременные, . Обычно просят подмести и вымыть пол кого-то из друзей семьи. Только он должен оставаться в квартире после выноса гроба. После этого человек присоединяется к скорбящим на поминках, на кладбище не присутствует.

Некоторые вещи особенно сильно пропитаны энергетикой смерти. Так, табуретки или стол, на которых стоял гроб, на несколько дней выносят на улицу и оставляют там ножками вверх. Это делается для того, чтобы избавиться от этой энергетики. В квартире можно воспользоваться балконом.

Обязательно уносят из дома все, что связано со скорбным обрядом. Это остатки ткани для обивки гроба, щепки от него, а также прочая ритуальная атрибутика, кроме портрета с черной лентой, стакана воды и куска хлеба. Все принесенные скорбящими цветы полагается оставить на могиле - они предназначены усопшему.

Не оставляют в доме также инструмент, которым снимали мерки для гроба, он приносит смерть еще одному жильцу в течении года. Из гроба ничего не забирают. Веревки, которыми связывали руки покойнику, копейки, которые лежали на глазах - все это должно оставаться в гробу. Свечи забирают на кладбище, как и зерно, в котором они стояли. Нельзя хранить также икону, которая стояла перед гробом. Ее пускают по реке или относят в церковь.

Когда же можно убираться после похорон, если вопрос заключается в генеральной уборке или приведении в порядок комнаты умершего? В любое время, но после поминок или выноса гроба. Если в это же время вы открываете зеркала, их также следует вымыть. Если вы решили держать их закрытыми 3, 9 или 40 дней, оставьте это на потом.

Можно ли делать ремонт

Ремонт после похорон делать можно, но только как пройдет 40 дней после смерти . Душа умершего время от времени наведывается посмотреть, как живут близкие. Ей хотелось бы видеть привычную обстановку, изменения могут разгневать дух.

После 40 дней же, как минимум, придется заменить кровать, на которой спал усопший, а также кровать (диван, покрытие пола или лестницы, кресло и т.д.), ставшую смертным одром. Кроватью мертвого человека нельзя пользоваться его кровникам. Ее можно отдать или продать. Ставить новую кровать необязательно, используйте освободившееся пространство так, как посчитаете нужным.

Место смерти же еще несколько лет будет источать некротическую энергетику. Поэтому и полагается заменить все то, что соприкасалось с умирающим, будь это покрытие пола, куда он упал, или мебель и постельное белье. Как правило, такие вещи выбрасывают или сжигают. В деревнях поступают несколько иначе - уносят на три в курятник, чтобы петух «отпел весь негатив».

Личные вещи умершего , как правило, раздают малоимущим или продают. Это касается не только одежды. Любимая чашка или тарелка, пепельница, игрушка-антистресс - не стоит это все хранить. Хотя многие оставляют на память о покойном.

Что еще нельзя делать после похорон

В доме, где умер человек, нельзя заниматься стиркой. Данный запрет действует, пока в доме стоит гроб. То есть, после похорон можете приступать к приведению одежды в порядок.

Можно ли купаться после похорон? Поверья рекомендуют делать это тогда же, когда вы решите снять ткань с отражающих поверхностей. То есть, сразу после поминок, через три, девять или сорок дней. В старину мылись только на 41-й день после смерти.

Среди того, что нельзя делать после похорон - шумные праздники. В течение 40 дней нежелательно устраивать торжества. Празднование Дня рождения лучше перенести или вовсе отменить. Но можно отметить его скромно, в кругу семьи, без громкой музыки и шума.

Девятидневный, а лучше сорокадневный запрет касается и свадьбы, но здесь все зависит от эмоционального состояния родственников умершего. К тому же, свадьба - назначенное заранее мероприятие, связанное с большими затратами. Если вы играете свадьбу раньше, чем истекло сорок дней со дня смерти родственника, во время торжества нужно упомянуть об этом и отдать дань памяти об усопшем. Венчание же разрешено в любое время.

Многие считают, что среди того, что нельзя делать после похорон близкого человека, находятся поездки и путешествия. Это неверно. Они помогут отвлечься, но во время путешествия стоит отказаться от различных увеселительных мероприятий. Не забывайте поминать умершего и молиться о его душе во время отпуска.

Кроме этого, родственникам усопшего в течение сорока дней нельзя шить и стричься. Если имеется необходимость в ремонте одежды, придется этим заняться. Но пошив одежды, который не является срочным, должен быть отложен. Это же касается стрижки. Челка мешает выполнять повседневные дела? Избавьтесь от нее. Но если дело в смене имиджа, сделайте это через сорок дней.

Столько же времени семье покойного нельзя пить алкоголь . Возможно, запрет вызван тем, что горе - пособник алкоголизма. Но поминальные приметы запрещают пить также на поминках. Причина заключается в том, что алкоголизм - это грех. Сорок дней родные могут отмолить грешного человека. Если же в это время они будут грешить, это только усложнит его загробную жизнь.

После похорон идут только на поминки, а оттуда - домой. Идти в гости нельзя, иначе в тот дом придет смерть. Ходить в гости или по делам можно только на следующий после похорон и поминок день. Поминки - это еще и девятый и сороковой день, и после них также действует этот запрет. Нельзя также ходить на торжества, которые проходят в общественных местах - дни рождения, свадьбы.

Не ходят с поминок на поминки. Если в один день поминают двоих усопших, выбирайте того, кто вам ближе. А вот проститься можно и с несколькими покойниками, поддержать родственников, выразить скорбь. Во время похорон не посещают могил близких и друзей. В этот раз вы пришли только к одному умершему, и посещение других будет расценено как неуважение.

Мнение церкви

Существует множество поверий, которые полагается соблюдать после похорон. Это поможет защититься от некротической энергетики, болезней и прочих неприятностей. Кроме этого, некоторые приметы направлены на улучшение загробной жизни покойного и его очищение от грехов.

Похожие статьи