» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть 3 летнего ребенка но

Вы отпраздновали третий день рождения ребёнка, который стал всё больше походить на взрослого как внешне, так и внутренне – психологически. Он неплохо говорит, знает много слов и задаёт множество вопросов. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями.

Что умеет ребёнок в 3 года?

  • Быстро бегает, великолепно сохраняет равновесие, прыгает на двух ногах.
  • Может перепрыгнуть через невысокое препятствие.
  • Катается на трёхколёсном велосипеде.
  • Играет в мяч: хватает, кидает, ловит и бьёт по нему ногой.
  • Детки в 3 года с радостью используют раскраски для детей. Многие уже могут нарисовать вполне различимый, цветной рисунок на чистом листе бумаги без контуров.
  • Кроме белого и чёрного ещё знает и называет четыре основных цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий.
  • Хорошо разговаривает, составляет предложения из 5–7 слов. Использует прилагательные, наречия, множественное число. Может произнести своё имя и фамилию, сосчитать до трёх, знает свой возраст.
  • Самостоятельно чистит зубы, умывается, знает, где его полотенце и пользуется им.

Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании. Чувствительны к похвале или осуждению. Проявляют широкий спектр эмоций, бывают упрямы и капризны, если им отказывают в том, что хочется. Не любят ограничений, когда ограничивают их подвижность – непослушны, эмоционально напряжены.

Развитие в 3 года

За 3 года ребёнок сформировался в полноценную личность, у него есть характер со своими особенностями, привычки, собственный тип фигуры, даже своё чувство юмора. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Поддерживает беседу в форме «вопрос – ответ». Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?».

Ребёнок в 3 года отличается неплохим психомоторным развитием, он значительно выносливее деток младше его. Совершает длительные прогулки пешком, за время которых получает огромное количество новых впечатлений, существенно увеличивая знания об окружающем мире. Гуляя с вами по парку, малыш может буквально засыпать вас вопросами, порой даже раздражая. Нужно проявлять терпение и ни в коем случае не показывать, что его вопросы нервируют вас. Для ребёнка всё ново, а если вы подавите его исследовательский интерес сейчас только потому, что устаёте от наивных детских вопросов, это неблагоприятно скажется на дальнейшем развитии крохи.

Любимое занятие детей в 3 года – рисование и раскрашивание. Покажите вашему малышу, как пользоваться цветными мелками, как закрашивать раскраски. Мелкая моторика развита хорошо, карапузу не составит большого труда освоить такое простое и полезное для него дело, как раскрашивание персонажей любимых мультфильмов, забавных зверушек и других чёрно-белых картинок. Многие детки этого возраста с удовольствие рисуют мелками на асфальте, цветными карандашами на чистых листах бумаги, некоторые осваивают даже акварельные краски.

С точки зрения психологии, рисунки в 3 года рассматриваются как своего рода детская речь, как подготовка к письму. В рисунке малыша отражается его мировоззрение, отношение к действительности, по рисунку сразу можно определить, что для ребёнка в 3 года является важным, что его беспокоит, о чём он мечтает.

Уход в 3 года

Многие родители отдают своих детей в детский садик в возрасте 3-х лет. У работающих мам нет особого выбора: отпуск по уходу за ребёнком закончился и его нужно куда-то пристроить. Хорошо, если рядом живут неработающие бабушки, которые не возражают взять внука или внучку к себе, но такое есть далеко не во всех семьях. Позволить себе наём няни также могут не все. Да и неработающие мамы часто устают от непоседливого малыша и предпочитают отдать его в садик, чтобы хоть немного отдохнуть и посвятить немного времени себе.

Все детки индивидуальны, а поэтому решать, можно ли отдавать ребёнка в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора – конечно, малыш пойдет в детский сад. Но в этом случае следует заранее позаботиться о том, чтобы ваше чадо успешно адаптировалось в новом окружении – водить в группы малышей, приучать к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые лица, свежие впечатления, весёлые игры с одногодками.

Если ваш трёхлетний кроха сильно привязан дому и родителям, а любое расставание даже на непродолжительное время вызывает протест – не спешите с садиком. Поскольку стресс, который испытает ребёнок при расставании с мамой и резким изменением окружения, может оказаться столь сильным, что приведет к психологической травме и в будущем скажется отрицательно, особенно на его общении с ровесниками.

Питание в основном такое же, как у взрослого человека. Если нет пищевой аллергии, отдельно готовить для трёхлетки не нужно. Старайтесь включить в рацион побольше свежих овощей, фруктов, поменьше жирного, копчёностей. Избегайте использовать много пряностей. Алкоголь противопоказан совершенно.

Сон практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час–два укладывать трёхлетку спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём – систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.

Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену : малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Для профилактики заболеваний лучше повесить отдельное детское полотенце. Покажите ему, где оно висит, и регулярно меняйте его на чистое.

Занятия с ребёнком в 3 года

Любые занятия в 3 года следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы карапуз в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» – это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша – дарите ему открытки или самодельные медальки.

Стройте «пирамиды» из кубиков и коробок, бросайте лёгкий надувной мячик и помогайте ловить его, вместе рисуйте на асфальте цветными мелками, можно даже попробовать поиграть в догонялки – вариантов огромное множество – главное, чтобы вам и ребёнку было весело и интересно.

Если малыш не ходит в детский садик, помните, что следить за правильным режимом нужно вам. Прогулки в данном возрасте не мене важны, чем раньше. Ребёнок не должен сидеть всё время дома, особенно за компьютером или телевизором. Не более двух часов ежедневно посвящайте играм или гулянию на свежем воздухе.

Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.

Кривляние в 3 года — один из способов выражения протеста

Малыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.

Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.

Маленький упрямец

Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.


Кризис 3-х лет — симптомы

Воспитание малыша в в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.


Истерика в 3 года — способ заявить о своем мнении

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:

  • Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
  • Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
  • На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
  • Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
  • Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.

Проявления протеста в 3 года

Настоящее «мужское» воспитание

Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.


Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

Маленькие принцессы

Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.


Упрямство — как проявляется

Обиженная красавица

Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.


Негативизм — основное проявление кризиса 3-х лет

Воспитание детей после трехлетнего рубежа

После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.

Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.


Ролевые игры в 3 года — любимое занятие

Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».

Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?


Совет родителям — не надо наказывать малыша
  1. Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет. Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
  2. Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
  3. Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
  4. Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.

Чем занять ребёнка в 3 года дома? Многие родители быстро находят ответ: «Включить мультики». Малыш, конечно, будет поглощён увлекательным занятием пару часов, но долгий просмотр телепередач вреден: этот факт давно установили психологи и педиатры. Ребёнок у телевизора – удобно для родителей, но мало пользы для малыша.

Предложите сыну или дочке интересное занятие. Игр и развлечений для трёхлетнего ребёнка предостаточно. Вам ничего не приходит в голову, кроме рисования, аппликаций и лепки? Выбирайте любую из увлекательных игр, занимайтесь вместе с ребёнком, радуйтесь успехам. Итак, никаких поучений и долгих объяснений, только предложения, как занять трёхлетнего малыша.

Домашний театр

Беспроигрышный вариант, независимо от пола ребёнка. Подготовьте мини-спектакль, выберите любимые сказки, придумайте новые. Фантазируйте сами, поддерживайте идеи маленького режиссёра.

Советы:

  • героев сказок сделайте из картона, лоскутков, подручных материалов;
  • сшейте маленькие фигурки животных, людей, которые легко надеваются на пальчик;
  • сделайте большую ширму для сказок. Приспособление заменит ряд стульев, накрытых тканью;
  • многие детки любят превращаться в сказочных героев. Подберите пьесу, в которой участвую два-три персонажа (переодевайтесь в соседней комнате), сделайте костюмы для себя и малыша. Покажите несложную сказку папе, бабушке и дедушке: близкие будут в восторге.

Остров сокровищ

Что делать:

  • достаньте несколько шкатулок, сумочек, ярких коробок;
  • внутрь каждого «сундука» положите маленький сюрприз: конфету, яблоко, пупсика, открытку;
  • расскажите малышу, что у вас не квартира, а остров сокровищ. Предложите найти все сумочки и коробки, в которых спрятан клад;
  • положите «сундучки» не очень далеко, чтобы ребёнок легко их отыскал;
  • упражнение развивает мелкую моторику рук, занимает, минимум, полчаса времени.

Маленький помощник

В три года большинство деток охотно подражают родителям. Воспользуйтесь этим, предложите «взрослое» занятие.

Вариантов масса:

  • полить цветы;
  • помыть овощи для оригинального салата;
  • раскатать тесто;
  • надеть на кукол новые платья перед приходом гостей;
  • украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • рассортировать рубашки или носки;
  • навести порядок на полке и так далее.

Важно! Обязательно похвалите малыша, расскажите о его успехах всем домашним. Давайте посильные задания, чтобы юный помощник не разочаровался в своих силах.

Меткий стрелок

Играйте вместе с малышом. Понадобится два пластмассовых ведра, бумажные шары. Вместе с ребёнком сделайте «ядра» из мягкой бумаги, куска старых обоев (берите дешёвые, чтобы легко сминались).

Суть:

  • с двух-трёх шагов попасть бумажным мячом в корзинку;
  • подумайте, какое расстояние подходит, чтобы ребёнок попал в цель, иначе разочарований не избежать;
  • после соревнования вручите «меткому стрелку» приз.

Юный художник

Суть:

  • положите на стол бумагу, предложите нарисовать картину для украшения дома;
  • дайте пальчиковые краски, покажите, как сделать цветок;
  • детки с удовольствием творят;
  • повесьте картину на видное место;
  • многим малышам настолько нравится рисование, что нередко в комнате появляется целая «галерея».

Домашний оркестр

Понадобятся:

  • баночки, вёдра разного размера из пластика;
  • картонные трубочки от пищевой фольги или плёнки.

Покажите, как играть на барабанах, объясните, что можно не просто стучать, но и воспроизводить мелодии:

  • обратите внимание юного барабанщика на разную высоту звуков;
  • чтобы барабанный бой не досаждал, через 15–20 минут предложите другое интересное занятие, например, просмотр мультиков.

Лепка из пластилина

Проверенное временем занятие для детей трёх лет. Купите набор, состоящий из 10–12 цветов и оттенков. Выбирайте пластилин хорошего качества: избегайте дешёвых, токсичных материалов.

Предложите слепить героев сказок, домашнее животное, фрукты, овощи. Начинайте с простых фигур, чтобы избежать разочарований. Первое время лепите вместе, потом ненадолго отходите, учите заниматься самостоятельно. Через время обязательно устройте выставку работ.

Совет! Выделите место, выставите пластилиновые фигурки для всеобщего обозрения. Многим деткам нравится ставить сценки с участием только что вылепленных героев.

Гирлянда к Новому году

Предложите украсить квартиру вместе с малышом. Нарежьте полоски цветной бумаги шириной 1–2 см. Если ребёнок умеет управляться с детскими ножницами, пусть часть работы он сделает сам.

Задача: склеить из полосок колечки. Новую полоску продевайте через готовое кольцо, соединяйте. Через 10–15 минут работы получится небольшая гирлянда.

Показ моделей

Игра подходит деткам, которые неплохо надевают и снимают одежду. Предложите малышу побольше вещей, пусть устроит представление. Выбирайте детали попроще: накидки, шляпы, парики, юбки, чтобы легко было переодеваться. Эта игра особенно нравится девочкам.

Самый ловкий

Простое задание развлечёт малыша. Предложите пронести по квартире в столовой ложке удобный предмет: маленький мячик, орех, теннисный шарик. Покажите, как действовать. После обхода всех комнат «самый ловкий» получит приз.

Сила ветра

Игра развивает глубокое дыхание, дарит веселье, хорошее настроение. Устройте соревнование, старайтесь, чтобы малыш тоже побеждал.

Приготовьте:

  • мыльные пузыри;
  • ватные шарики;
  • мячики из бумаги.

Задача:

  • набрать в лёгкие больше воздуха, сдуть предметы со стола или выдуть большой мыльный пузырь;
  • в разные дни чередуйте шарики с пузырями: так игра не надоест. Привлекайте папу, бабушку, хвалите за успехи.

Раскраски

Беспроигрышный вариант для развития усидчивости, фантазии, мелкой моторики. Первое время покупайте книжки-раскраски с крупными предметами, вызывающими интерес у сына или дочки. Выбирайте сюжеты из мультиков, любимых сказок.

Юный художник неплохо справляется с большой площадью? Переходите к картинкам со средними и мелкими деталями.

Толстые раскраски не нужны, малыш не будет долго листать страницы. Найдите в интернете подходящий рисунок («Раскраски для детей распечатать»), затем на принтере распечатайте. Пусть маленький художник раскрасит героя.

Найди пару

Первый вариант:

  • выложите на пол чистую обувь, перемешайте сапоги, туфли, тапочки;
  • достаньте 3–4 корзины или коробки, предложите юной хозяйке/хозяину рассортировать обувь: сапоги – в одну корзину, тапочки – в другую и так далее;
  • обязательно нужно найти пару, прежде чем положить обувь в нужное место.

Второй вариант:

  • можно просто достать обувь из коробок, сделать путаницу;
  • попросите малыша аккуратно разложить всё обратно, чтобы ничего не перепутать;
  • немного помогите сразу, не бросайте ребёнка одного перед грудой обуви;
  • расскажите домашним, какой помощник растёт.

Качалки или качели

Хорошее развлечение для маленьких деток. Купите удобную модель качалки в виде лошадки с устойчивой основой. Качели надёжно прикрепите в дверном проёме. Во время подобных развлечений никогда не оставляйте сына или дочку в одиночестве, всегда следите за поведением во избежание травм.

Как лечить у детей? Узнайте эффективные методы и народные рецепты.

О правилах приема антибиотиков при ларингите у ребенка написано странице.

Чтение

Красочные журналы, панорамные книжки, энциклопедии с яркими картинками (с учётом возраста) вызывают живой интерес у деток. Выбирайте интересный материал, читайте с выражением, чтобы малыш увлёкся.

Ситуативные игры

Детки с удовольствием примеряют на себя разные роли. Игры, развивающие воображение – то, что нужно для трёхлетнего малыша.

Вы не знаете, чем занять ребёнка дома в 3 года? Предложите одну из популярных игр:

  • дочки-матери;
  • больница;
  • школа;
  • парикмахерская;
  • магазин;
  • кафе.

Купите наборы игрушечных инструментов, изготовьте реквизит сами. С кастрюльками, пластмассовыми сковородками и стаканами в раннем возрасте с удовольствием играют и мальчики, и девочки. Ситуативные игры развивают речь, учат общению, вниманию к посторонним.

Детская дискотека

Включите любимые песенки, пусть малыш потанцует. Поучаствуйте тоже. Отличный вариант, если в гости пришли друзья или родственники с ребёнком схожего возраста.

Обведи руку

Простая игра особенно нравится девочкам. Покажите малышке, как обвести карандашом ладошку и пальчики. Помогите вырезать по контуру, вместе нарисуйте колечки на пальцах, накрасьте «ногти», наденьте красивые браслетики.

Аппликация

Подготовьте картон, клей, ножницы, разноцветную бумагу, старые журналы. Вначале делайте простые картины, чтобы малыш справился с заданием. Ребёнок может рвать кусочки цветной бумаги руками, если плохо управляется с ножницами.

Угощение для зверят

Предложите покормить домашних животных и милых зверюшек. Посадите за стол мишку, зайку, слоника, всех, кого найдёте в детском уголке. Заранее нарисуйте, затем вырежьте из картона яблоки, морковь, капусту, другие овощи, фрукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите сыну или дочке, что ест каждый зверь.

Если в холодильнике есть подходящая еда для животных, используйте её, предварительно вымыв, проверив, не холодная ли она. По ходу объясните, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

Теперь вы знаете немало увлекательных игр и развлечений для малышей. Искренне интересуйтесь делами ребёнка, не жалейте времени на развитие навыков и умений. Фантазируйте, представляйте себя на месте сына или дочки. Совместные игры сближают, улучшают отношения в семье, дарят хорошее настроение.

Видео. Ещё больше игр и занятий для ребенка 3 лет в домашних условиях:

Ребенку 3 года. Закончился ясельный период жизни, малыш вступил в дошкольный возраст. Какие изменения ждут его в ближайший год в физическом и психологическом плане? Как помочь ему получить все необходимые знания, создать комфортную развивающую среду? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы развития ребенка от 3 до 4 лет.

Физическое развитие

Младший дошкольный возраст (3-4 года) — новый этап в жизни ребенка. Кроха хорошо бегает, прыгает, лазает, пытается играть в групповые игры.

После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. Мальчики, ранее показывающие скачкообразное прибавление длины и веса, переходят на более плавные изменения этих показателей. К 4-м годам многие девочки догонят по весу и росту сверстников мальчиков. С 4-х лет представительницы женского пола начнут расти быстрее будущих мужчин.

Набор веса и роста ребенка — индивидуальный показатель, в большей степени опирающийся на генетику, особенности питания и физическую активность ребенка. В семьях, где мама и папа крупные, достаточно часто, дети показывают скорейший рост и прибавку килограммов, чем их сверстники.

Резкое снижение и прибавление показателей роста и веса должны вызывать у вас волнение, если явно заметна значительная разница между значениями. Если вы заметили, что на фоне быстрого набора веса, малыш практически не вырос, у него появились складки на руках, животе, ему тяжело двигаться и он отказывается часто бегать необходимо обратиться к участковому педиатру для проведения дополнительного осмотра, возможно обследования.

К 3-м годам в норме у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Допускается отклонение от срока появления в 1 месяц. Если в 3 года и 1 месяц у карапуза не появились все 20 зубов, необходимо обратиться к детскому стоматологу.

Нормы физического развития детей от 3 до 4 лет в зависимости от пола

Психическое развитие

Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами выходит на новый этап. Кроха осознает себя отдельной от родителей личностью, требует соответствующего отношения. В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. Этот сложный этап может затянуться и проходить очень тяжело. Чтобы ускорить нормализацию взаимоотношений с крохой, помните основные признаки кризисных явлений:

  • Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
  • Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
  • Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
  • Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
  • Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.

Справиться с кризисными явлениями помогут ваше терпение и хитрость. Многие психологи сходятся во мнении, что снизить частоту и активность негативных проявлений можно:

  • Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
  • Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
  • Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
  • Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
  • Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь. Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.

Кризис 3-х лет в разной степени затрагивает всех детей от 3 до 4 лет. Это происходит из-за завершения процесса отделения личности ребенка от родителей. Малыш теперь говорит о себе в первом лице, понимает, что он личность, требует соответствующего отношения. Попытка со стороны родителей подавить самостоятельность может привести к появлению различных комплексов. Рекомендуется принимать этот период как данность, проявлять терпение.


Развитие нервной системы

Вместе со сложными процессами формирования психики ребенка между 3 и 4 годом жизни идет активное созревание нервной системы. После 3-х лет малыш уже может производить операции анализа и синтеза, воспринимая окружающие предметы не только как самостоятельные объекты, но и как части целого. Появление развитой активной речи способствуют этому процессу. Через вопросы и игровую деятельность ребенок обобщает полученные ранее знания, уточняет свойства окружающих предметов, формирует более крепкие слухо-зрительно-тактильные связи.

К 4-м годам количество знаний у карапуза увеличивается в два раза, поэтому заметно, как быстро он утомляется от своих исследований. В этот период детям свойственна суетливость и поспешность. Ребенок знает множество различных вариантов движений, игровых приемов, но все еще не умеет быстро выбирать наиболее подходящие, вследствие чего выполняет много лишних действий.

Старайтесь не загружать ребенка большим количеством новой информации. Поддерживайте его любознательность упражнениями, в которых он может самостоятельно быстро найти ответ. Видя свои возможности и успехи, ребенок будет стремиться узнавать все больше. Новую информацию рекомендуется давать небольшими порциями, постепенно. Например, изучая окружающий мир по карточкам, в день можно предложить до 10-ти новых предметов и объектов вперемешку с ранее изученными.

Умения детей 3-4 лет

В 3-4 года ребенок хорошо овладевает основными двигательными навыками. Он хорошо умеет:

  • бегать. При необходимости малыш может ускорять или замедлять темп, огибать препятствия, резко менять направление движения;
  • прыгать. Крохе уже удается прыгать вверх на 1 или 2 ногах, вперед или в стороны;
  • сохранять равновесие, поднимаясь по наклонной доске, прогуливаясь по бордюру;
  • стоять на 1 ноге в течение нескольких минут. В норме, если находясь в таком положении кроха расставляет руки и немного шатается. Умение стоять прямо на одной ноге, не прибегая к балансировке, появится ближе к 6-ти годам;
  • перепрыгивать небольшие препятствия. Малыш может перепрыгнуть палочку, лежащую на земле, держа ноги вместе, перескочить через небольшой стульчик, перенося ноги поочередно;
  • лазать по спортивной стенке, удерживать свое тело, зацепившись руками за перекладину;
  • использовать разные приемы, играя в мяч: ловить двумя руками, кидать 1 или 2 руками, кидать вперед, назад, через голову, влево, вправо, вверх;
  • ходить на носочках, пяточках;
  • по заданию выполнять разные виды шагов: широкие, приставные, высоко поднимая колени, семенящий;
  • ходить задом наперед;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
  • при наличии велосипеда, беговела, самоката передвигаться достаточно быстро.

К 4-м годам можно начинать знакомить ребенка с коньками и лыжами. Эти виды зимних развлечений хорошо тренируют мышцы ног и спины, совершенствуют координацию.

Социально-нравственное развитие и личностное развитие ребенка 3-4 лет

По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 года в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше.

Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее.

В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:

  • Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
  • Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
  • Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
  • Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
  • Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.

Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей.

В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку. Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов.

К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”.

С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят.

Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.

Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года

К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм. В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия. К 4-м годам ребенок должен знать:

  • Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
  • 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
  • 4-5 видов рыб;
  • 4-5 видов насекомых;
  • основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
  • основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
  • чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
  • разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
  • времена года и их отличия между собой;
  • основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
  • основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
  • 3-5 основных профессий;
  • до 10 видов транспорта;
  • различия между городом, деревней, природой.

При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.

Логическое мышление и математические способности

Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка, к 4-м годам малыш может уверенно знать:

  • счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
  • понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.;
  • основные цвета спектра и до 15 оттенков;
  • основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
  • сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
  • подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
  • складывать разрезные картинки, пазлы;
  • находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
  • запоминать последовательность 3-5 картинок;
  • находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.

Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

В норме, к 3-м годам дети должны говорить простыми фразами, начинать выстраивать сложные предложения. Речь должна быть наполнена глаголами, прилагательными, наречиями и предлогами. Некоторые отклонения чистоты речи: перестановка слогов, проглатывание окончаний в норме должны исчезнуть к 3,5 годам. Если ребенок сильно искажает слова, нарушает последовательность слов в составленном предложении, не использует местоимение “Я”, рассказывая о себе, не пытается вести диалог, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.

Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так, в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:

  • Составлять простые предложения;
  • Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
  • Использовать речь, для получения новой информации;
  • Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
  • Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
  • Рассказывая о себе, говорить “Я”;
  • Пытаться изменять слова по падежам.

К 4-м годам ребенок должен уметь:

  • Описать увиденную картинку, ситуацию;
  • Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
  • Разделять предметы на группы, использовать обобщения;
  • Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
  • Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;
  • Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
  • Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);
  • Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
  • Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.
  • Правильно использовать местоимения, времена, падежи;
  • Согласовывать глагол и существительное во времени;
  • Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.

Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

Развитие умения выражать свои эмоции через различные виды творчества играет важную роль в формировании психики ребенка. В 3-4 года уже можно заметить, как сильно развились фантазия и эмоции малыша, самое время развивать умения ребенка создавать новую выдуманную реальность при помощи подручных средств.

В 3-4 года малыш еще не умеет разграничивать вымышленный и реальный мир, игра сопровождает его во всех делах. В то же время эмоции ребенка все чаще переполняют его, требуют выхода через всевозможные виды деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет открыть перед ребенком простой способ выражения эмоций и своевременно замечать изменения в его психологическом состоянии. Рисунки, аппликации, поделки могут многое рассказать о текущем состоянии ребенка, открыть взрослым его переживания, страхи. Через творчество можно обсуждать с малышом вопросы “добра” и “зла”, взаимоотношений, понятия “красивого” и “некрасивого”.

В 3-4 года ребенку доступны разные способы развития творческого потенциала:

  • Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;
  • Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);
  • Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;
  • Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;
  • Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;
  • Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;
  • Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.

Кроме развивающих творческий потенциал занятий, хорошо предложить ребенку развивать свои познания в музыке, живописи, театральном искусстве и т. д. К 4-м годам можно посетить выставку картин и скульптур, детский театр, музыкальные представления.

Сон и режим дня

Сон для ребенка в 3-4 года — важная часть полноценного и стабильного развития. Общая продолжительность отдыха в сутки составляет 12 часов. Из них 10 часов приходится на ночной сон и 2 на дневной отдых.

В этот период достаточно часто сложно накормить и уложить ребенка спать вовремя, поэтому следование определенному режиму дня позволяет снизить протесты ребенка. Малыш сам захочет есть и спать в привычное время и вам останется только предложить ему мнимый выбор. Многие дети в этот период начинают посещать детский сад, рекомендуется перестраивать режим дня ребенка под установленные в ДОУ нормы заранее, чтобы малыш успел свыкнуться с новым графиком.

Бытовые навыки

Ребенок между 3 и 4 годами жизни уже способен производить множество бытовых действий самостоятельно. Рекомендуется предоставлять максимум возможности выполнять доступные малышу действия без поддержки взрослых. В 3-4 года карапуз может сам:

  • Одеваться и раздеваться;
  • Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
  • Пить из чашки;
  • Убирать игрушки по местам;
  • Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
  • Пользоваться горшком;
  • Мыть руки, лицо;
  • Поливать цветы;
  • Вытирать пыль.

Предоставление ребенку самостоятельности снижает негативные проявления кризиса 3-х лет, формирует понимание важности сохранения порядка, придаст малышу уверенности в своих силах

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
  • Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
  • Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
  • Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
  • Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.

В 3-4 года закладывается база обязательных процедур по уходу за собой. Рекомендуется обучить всем элементарным гигиеническим требованиям в этот период, чтобы к школьному возрасту они вошли в привычку.


Как развивать ребенка. Шпаргалка для мам

Развитие ребенка в 3-4 года должно происходить в разных направлениях. Чтобы вам было удобно, мы подготовили небольшую шпаргалку, предлагающую разные варианты для занятий, стимулирующих все необходимые навыки.

Навык, умение, область знаний Какие занятия предложить
Логика. Математика. Мышление
  1. Умение сравнивать:
  • Предложите сравнить 2-3 предмета между собой по ширине (найти самый широкий, узкий, средний);
  • Найти самый высокий, низкий, средний предмет из группы;
  • Выложить игрушки по их длине.

2. Поиск причинно следственных связей:

  • Просите пояснить, почему происходят те или иные события (падает листва — осень, мокрые качели — после дождя, машина не едет — отломалось колесо);

3. Классификация по признаку:

  • Предложите рассортировать предметы по одному общему признаку (цвет, форма, материал);
  • Предложите найти предмет, не обладающий названным признаком (среди шариков выбрать кубик).

4. Изучение сложных форм:

  • Покажите малышу новые виды фигур (шестиугольник, полукруг, полумесяц);

5. Ориентация в пространстве.

  • учите ориентироваться на плоскости (верх и низ листика, справа, слева);
  • покажите, как ориентироваться на местности, подмечать особенности и запоминать расположение объектов.

6. Времена суток, года:

  • Расскажите, чем отличаются между собой разные времена года, части суток. Чем обычно занимаются люди в разные отрезки времени (ночью — спят, утром — умываются, чистят зубы, делают зарядку, зимой — ездят на санках, летом — купаются);

7. Цифры и счет:

  • Выучите цифры до 10. Покажите, как считать на пальчиках, палочках, вещах;
  • Покажите, как пишутся разные цифры.

8. Сортировка

  • Предложите сложить пирамидку из 7-9 колец, ориентируясь по размеру колец;
  • Попросите разобрать игрушки по размеру, предназначению, цвету.

9. Подбор обобщающего слова

  • Назовите ряд предметов и попросите назвать их одним словом (игрушки, посуда, мебель)

10. Критическое мышление

  • Попросите найти лишнее в ряду (положите перед ребенком мяч, куклу, машинку и майку. Ребенок должен соотнести предметы по их предназначению, выбрать предмет, не подходящий по общему признаку);
  • Загадки. Предложите отгадывать простые загадки, отвечать на вопросы с подвохом.
Внимание, память Предложите ребенку:
  1. Выбрать 2 предмета из множества, обладающих названной характеристикой (2 желтых шарика, 2 пластиковые игрушки);
  2. Запомнить и повторить 3-4 движения;
  3. Запомнить и повторить 2 строчки стихотворения, соблюдая последовательность слов;
  4. Собрать разрезанную картинку, пазл;
  5. Показать дорогу домой, возвращаясь с прогулки;
  6. Рассказать знакомую историю, ориентируясь по картинкам;
  7. Выучить и рассказать стихотворение;
  8. Запомнить и воспроизвести последовательность предметов, карточек;
  9. Рассказать о событии, произошедшем недавно, описать увиденные предметы и людей.
Физическое развитие Во время утренней гимнастики предложите ребенку:
  • ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы;
  • шагать высоко поднимая колени, передвигаться, шаркая ногами по полу;
  • регулировать темп движения по команде (идти медленно, быстро);
  • бегать, меняя темп движения по команде;
  • совершенствовать: навык броска мяча (из-за головы, вперед, назад, в стороны), умение ловить мяч с разного расстояния;
  • повторять движения за взрослым на ходу. Во время маршировки, предложите повторять разные упражнения руками, не прекращая ходьбы;
  • тренировать координацию (хождение по наклонной доске, бордюру).
Музыка. Ритм Расширение познания о музыке и эмоциях:
  • Слушайте с ребенком классические произведения.
  • Предложите угадать настроение автора композиции;
  • Различать темпы музыки;
  • Называть знакомые инструменты, различать их по звучанию;
  • Прослушивать и подпевать знакомым детским песенкам;
  • Знакомиться с новыми детскими песенками;
  • Различать громкость музыки;
  • Выражать эмоции от музыки в танце;
  • Учить простые танцевальные движения.
Творчество
  • Лепить простые фигурки, используя уже знакомые техники (отщипывание, скручивание, создание кружков и колбасок);
  • Рисовать кисточкой простые предметы, явления природы;
  • При помощи карандашей и фломастеров рисовать линии, круги, волны, простые предметы, фигурки;
  • Раскрашивать рисунки в раскраске, не выходя за границы;
  • Клеить наклейки;
  • Рисовать линии и предметы при помощи линейки;
  • Создавать простые аппликации из бумаги и подручных предметов (вата, листочки).
Окружающий мир Расширяйте познания ребенка в разных областях:
  • Домашние животные. Какие бывают, где живут, что едят, какие звуки произносят. Расскажите, какую пользу приносят животные фермы, чем питаются в разное время года?
  • Дикие животные. Где живут, что едят, на каких континентах обитают;
  • Птицы. Какие бывают, что едят, где живут?
  • Насекомые. Где живут, чем питаются, чем отличаются между собой?
  • Времена года. Чем отличаются, какие занятия доступны в разные периоды?
  • Явления природы.
  • Овощи, фрукты.
  • Грибы, ягоды;
  • Профессии. Чем занимаются люди, какая польза от разных видов деятельности?
  • Транспорт. Где используется, что делает?
  • Город, деревня. В чем отличия, какие предметы можно встретить?
  • Лес, поле, море, река. Чем отличаются, какие живые существа можно встретить, какие предметы могут понадобиться?
  • Бытовые предметы и их назначение.
Речь В течение дня предлагайте ребенку выполнить упражнения, способствующие формированию чистой активной речи:
  • артикуляционная гимнастика;
  • повтор сложных слов;
  • разделение знакомых слов на слога на слух;
  • пересказ знакомой истории;
  • тренировка навыка правильного ответа на вопрос;
  • описание иллюстрации;
  • совместное чтение;
  • обсуждение прочитанного сюжета;
  • изучение и обсуждение изображений, ситуаций.
Мелкая моторика Для развития мелкой моторики в течение дня предлагайте ребенку:
  • Лепить или рисовать;
  • собирать на прогулке небольшие предметы (шишки, камушки, листочки);
  • играть с бусинами, крупами, шнуровки;
  • самостоятельно застегивать пуговицы, застежки;
  • играть с наклейками;
  • вырезать ножницами;
  • собирать пазлы, вкладыши, мозаики;
  • завязывать и развязывать узелки.

Основой для успешного освоения предложенных упражнений является создание подходящих условий, в которых малыш будет ощущать свободу выбора, интерес. Рекомендуется:

  • Как можно чаще хвалить ребенка за успехи в выполнении предложенного задания;
  • Не ругать за промахи и ошибки. Если карапуз сам очень расстроился, поддержите его, скажите, что в следующий раз все обязательно получится;
  • Выбирать задание исходя из текущих пожеланий ребенка;
  • Не заставлять выполнять задание, если малыш не хочет;
  • Подбирать задачи, доступные крохе по уровню знаний. Чересчур легкие или сложные задания могут отбить желание заниматься.

Что должно насторожить

Каждый ребенок — индивидуальность. Не следует сравнивать его с ровесниками, пытаясь найти, в чем он отстал от них. Сравнивать малыша необходимо только с ним самим в прошлом. Но, несмотря на индивидуальный темп развития ребенка, существует ряд показателей, требующий особого внимания со стороны родителей:

  • Отсутствие речи или наличие грубых нарушений построения предложений слов к 3-м годам;
  • Примитивная игровая деятельность, отсутствие ролевых игр к 36 месяцам;
  • Неумение выполнять простые бытовые действия (кушать, одеваться, умываться) при попытке взрослых обучить этим навыкам;
  • Слабая координация движений, отсутствие попыток лазать по стенке;
  • Апатия, нежелание самостоятельно заниматься;
  • Неумение различать цвета, формы.

Если вы заметили у своего крохи один или несколько обозначенных признаков, обратитесь к участковому педиатру за консультацией.

В 3-4 года ребенок становится самостоятельной личностью, которая требует уважения и внимания. Малыш осознает, что он может многое самостоятельно, пытается понять свое место в семье, найти границы дозволенного. Как бы не было тяжело в период кризисных явлений, старайтесь сохранять спокойствие. Пройдет немного времени и все наладится, ребенок поймет, как нужно себя вести, что можно делать, а где лучше промолчать и остановиться. Ваше упорство в научении, объяснении и повторении важных правил обязательно помогут малышу быть успешным в учебе и общении со сверстниками.

Ваш малыш достиг возраста трех лет,и Вы с гордостью можете похвастаться тем, что он повзрослел, поумнел, с ним можно договориться, узнать: что у него болит, что он хочет и т.д. Казалось бы, теперь нужно только радоваться и надеяться, что трудностей в воспитании станет значительно меньше! К сожалению, не все так все просто, как кажется. Дело в том, многие детки в этом возрасте испытывают кризис трех лет, который проявляется регулярными капризами, недовольствами, беспричинными истериками. Чтобы морально быть готовыми к этому сложному периоду, анализировать развитие своего малыша, рекомендую ознакомиться с возрастными особенностями детей 3 лет.

Ниже я подробно изложила статистические сведения о том, что должен знать и уметь Ваш ребенок после 3 лет.

Физическое развитие малыша 3 лет

Малыши 3 лет могут делать следующие физические упражнения:

  • ходить на пальчиках
  • бегать
  • спрыгивать с бордюра, с лестничной ступеньки и с другой небольшой высоты
  • прыгать
  • лазить по лестнице
  • съезжать с детской горки
  • ловить мяч
  • ездить на трехколесном велосипеде
  • перепрыгивать через линию, нарисованную на полу
  • преодолевать невысокие препятствия.

Нервно-психические особенности детей 3 лет

Малыш такого возраста:

  • умеет говорить словосочетания или несложные предложения, включая прилагательные и наречия
  • с огромным интересом рассматривает картинки или фотографии, указывает пальчиком на знакомые лица, предметы и называет их.
  • играет в ролевые игры, к примеру: в дочки-матери, в больничку, в магазин и т.д.
  • рисует карандашом, маркером или фломастером, изображая на листе бумаги элементарные фигурки, закорючки, черточки и т.д.
  • лепит из пластилина простые фигурки в виде колбаски, шарика, грибочка…
  • лепит из песка пасочки, домики…
  • красит пальчиковыми красками
  • крутит диск телефона
  • открывает коробки, ящики, сумки, крышки
  • многие вещи может одеть самостоятельно, а некоторые с помощью взрослого. В трехлетнем возрасте малыш способен расстегнуть и застегнуть пуговицы
  • самостоятельно пользуется носовым платком, мылом, расческой, салфеткой, зубной щеткой и другими средствами личной гигиены.
  • играя мозаикой, может выложить красивую картинку, а играя конструктором, может построить домик, замок, гараж или другое сооружение.
  • проявляет самостоятельность, строит планы о том, что собирается сделать, причем во многих случаях не сообщая об этом взрослым
  • любит быть в центре внимания, нравится другим
  • слушает чтение сказок, небольших рассказов, с большим интересом вникая в сюжет
  • различает: что такое хорошо и что такое плохо (если родители ему об этом рассказывают)
  • любит играть с другими детками, прекрасно чувствует себя в коллективе. Хотя некоторым малышам больше нравится играть самостоятельно, а присутствие рядом других деток воспринимается как источник отрицательных эмоций.Таким карапузам будет проблематично привыкать к детскому саду, поэтому родителям нужно приучать малыша к общению с другими людьми, детками. Возможно, придется прибегнуть к помощи психолога.

Распорядок дня

Чтобы трехлетний малыш нормально развивался, рекомендую придерживаться правильного распорядка дня:

  • ночной сон малыша должен длиться около 11 часов, а начинаться с 21.00 часов.
  • дневной сон – примерно 1,5 часа

Если малыш отказывается от дневного сна, все же старайтесь его уговорить, проявите настойчивость или прибегните к различным хитростям. К примеру, мы немного полежим, а спать не будем или давай ты полежишь, а я тебе прочту твою любимую сказку. Помните, что систематическое недосыпание чревато повышенной капризностью ребенка в конце дня, его раздражительностью и усталостью.

Следует отметить еще одни возрастные особенности детей 3 лет – это то, что они излишне эмоциональны, а их настроение может меняться десятки раз в день. Что можно посоветовать родителям? Конечно, набраться терпения и спокойствия, научиться переключать капризулю с одного эмоционального состояния на другое, спокойно разговаривая с ним, целуя, поглаживая, покачивая, а иногда и подбрасывая его. Благодаря этому малыш отвлечется, успокоится, улыбнется или рассмеется.

Занятия с ребенком

Обучаем и развиваем ребенка 2-3 лет, обеспечив ему прекрасную атмосферу:

  • комфортность — в помещении не должно быть ни жарко, ни холодно, ни шумно …
  • карапуз должен быть сыт
  • малыш должен чувствовать себя хорошо (например: у него ничего не должно болеть)

Занятия должны проходить кратковременно, в форме игры. Помните, что в трехлетнем возрасте карапуз обучается только тому, что ему интересно и воспринимает информацию только от того человека, которому доверяет. Карапуз старается подражать близкому человеку, перенимая его привычки, слова и действия, причем и хорошие, и плохие, и правильные, и неправильные. Этот факт вы должны обязательно учитывать и контролировать себя.

Немаловажной особенностью интеллектуального развития является то, что внимание, мышление и память у трехлетнего малыша работает непроизвольно, поэтому он даже играя в песочнице, как губка впитывает информацию.Будьте внимательны и терпеливы к своему чаду, занимайтесь с ним в непроизвольной форме, развивайте его способности и тогда в дальнейшем малышу будет легче постигать дошкольную и школьную программу.

Похожие статьи