Тимур аскеров балет биография. В балетной резервации — LiveJournal. В каких спектаклях вы задействованы сейчас

Эпиграф:

У одного человека всё в жизни шло наперекосяк. Хорошо работал - потерял работу. Женился - жена ушла. Был дом - дом сгорел. С друзьями рассорился. В общем, плохо было. Воззвал этот человек к небесам: "Боги, боги, ну за что вы меня так караете?" Открывается на небе форточка, и оттуда: "Ну не нравишься ты мне..."

Вот есть такие артисты, которые "ну не нравятся мне". Чтоб саму себя не уличать в пристрастности, пытаюсь найти что-то хорошее. Очень пытаюсь. И вроде бы даже нашла, а тут - бац, и вторая смена! Тимур Аскеров, которого очень продвигают в премьеры Мариинского театра, дал интервью. Никогда я не встречала столь эгоистичного и самовлюбленного танцовщика. Сначала эти ощущения были от его танца. Но теперь они укрепились после этого огромного интервью с броским заголовком: "Единственный азербайджанский солист Мариинского театра", где в тексте - только про себя, любимого. Где-то мелькнул Леонид Сарафанов, который "замолвил словечко" перед художественным руководством театра и все... И даже на конкретный вопрос: "Кто ваши наставники, педагоги в Мариинском театре?" - не названа ни одна фамилия - ни педагога, у которого он учился в Баку, ни педагога, из киевского класса которого он сделал прыжок в Санкт-Петербург, ни нашего педагога! Ни-ко-го!!! А уж Блоха знает как за него переживает Реджепмырат Абдыев! А со стороны "ученика" - ничего, только спесь и непонятно откуда взявшаяся гордость.

Отвратительное ощущение от этого интервью ... Даже не читайте. Очень Блоха оскорблена за господина Абдыева и за петербургских педагогов-репетиторов, которые изо всех сил стремятся превратить этот самовлюбленный манекен в танцующего человека. Увы, не выйдет. Если в человеке нет элементарного чувства благодарности к тем, кто его воспитал и к тем, кто с ним работает, то не надо тратить на него свои силы...

На всякий случай скопирую интервью, если вдруг господин Аскеров устыдится и начнет "править" свои высказывания.

Тимур АСКЕРОВ: "Развиться бакинскому балету препятствует недостаточная заинтересованность отдельных людей"
Интервью "Эхо" с единственным азербайджанским солистом Мариинского театра
22 декабря 2012/ Р.ПИРИЕВ


- Сколько лет вы уже занимаетесь балетом?

Начиная с 1998 года.Мое обучение профессии началось с третьего класса, так как первые два класса я отучился в общеобразовательной школе. В общей сложности, я учился тонкостям балета восемь лет и уже четыре года профессионально занимаюсь этой профессией. У меня 12 лет опыта. Это немало для профессионального артиста.

Как отнеслись к вашему увлечению родители, близкие? Порой случается, что близкие люди не одобряют выбор другого человека.

В этом плане, считаю, мне повезло. Мои родители всегда предоставляли мне право выбора. И это многого стоит. Ни мне, ни брату родители никогда не навязывали свое мнение и предоставляли выбор нам самим. При этом, признаюсь, выбирая балет, я не до конца понимал, что меня ждет. Единственное, что я знал - это то, что хочу танцевать. Родители с пониманием отнеслись к моему выбору и всячески старались поддержать.

Все началось в Гяндже. Учитывая то, что мой отец - военный, очень часто его переводили из одного города в другой. Когда его перевели в Гянджу на продолжительный срок, всей семье тоже пришлось переехать туда. Я стал учиться в русскоязычном лицее этого города, во вторую смену. Руководство лицея открыло кружок национальных танцев для тех, кто обучался днем и всем желающим предложили туда записаться. Кто-то из ребят туда записался, а я нет. И однажды, подходя к школе, решил посмотреть в окно, увидеть, чем дети там занимаются. В тот момент педагог учил их бальным танцам. Тогда мне было восемь лет и все эти танцы меня заинтересовали. На следующий день мама записала меня в кружок танцев и с тех пор начал учиться новым вещам. Кружок через месяц-полтора закрыли, а желание заниматься танцами у меня осталось. Тогда родители стали интересоваться, что делать дальше, куда меня записать. И, возможно, я один из немногих, чьи родители не стали препятствовать занятиям, наоборот, сказали, что я волен сделать свой выбор.

Тогда я даже не думал о классическом балете. Мне просто хотелось танцевать. На работу отцу сообщили, что в Баку есть специализированное хореографическое училище, в котором есть и общеобразовательные предметы. То есть мне не пришлось бы отделять танцы от школы, там всему обучали параллельно. Из предметов была исключена физкультура, взамен дети занимались танцами. И когда мы переехали в Баку, родители меня записали в это училище. В 2008 году я перешел на работу в Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, а в 2009-м - в Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко.

А как вы попали в один из прославленных театров мира - Мариинский?

Можно сказать, что мне помог случай. Дело в том, что в Киеве я работал с педагогом, который в свое время воспитал звезду мировой величины, одного из лучших танцоров балета Леонида Сарафанова. В то время он уже работал в Мариинском театре и, вернувшись в Украину, решил проведать своего педагога. В тот день, когда он пришел в Киевский театр, мы отрабатывали определенные упражнения. Он застал нас в рабочем процессе. Нас с ним познакомили, мы стали общаться и он посоветовал мне попробовать силы в Питере. Сарафанов замолвил обо мне слово перед художественным руководителем Мариинского театра, спустя месяц мне поступил звонок и приглашение на просмотр.

Это был сентябрь 2010 года и, откровенно, я не сразу согласился. Долго отказывал им, так как не мог принять окончательное решение. Именно в тот момент у меня пошел активный карьерный рост, мне стали больше доверять, чаще давать большие партии. Каждый месяц я готовил новый спектакль и понимал, что в такой момент очень опасно что-то менять и начинать все заново. Ведь в новом театре, где тебя еще не знали, пришлось бы все делать с нуля, показывать себя, завоевывать доверие, добиваться спектаклей, переучиваться, одним словом, многое менять. В итоге около четырех месяцев я тянул с ответом и только в декабре согласился поехать на просмотр. После этого руководители Мариинки настоятельно порекомендовали мне остаться и предложили выгодные условия сотрудничества. Художественный руководитель сразу предложил мне должность второго солиста. Это уже был шаг вперед, так как второй солист освобожден от массовых танцевальных номеров в кордебалете, в то время как в Киеве меня еще ставили в "восьмерку".

Кроме смены места работы, вам пришлось поменять и город, страну, окружение...

Признаться, это было одним из причин, по которым я не торопился менять Киев на Санкт-Петербург. Меня останавливала именно смена обстановки, места жительства. В Киеве я привык ко всему, у меня были друзья, круг общения, люди, которым я доверял. А тут приходилось все бросать и переезжать в другое место, где еще предстояла адаптация. Поначалу, конечно, было сложно, однако о своем решении по истечении времени я не пожалел.

И как вас принял коллектив театра? Вспомните свои первые дни в Питере.

Мариинский театр, как и любой другой большой театр, очень жесткий по отношению к новичкам. Там огромная конкуренция, и это естественно. Сейчас понимаю, почему это происходит, а тогда был в недоумении, почему люди ко мне так относятся, смотрят косо. Конечно, было и волнение, но с не первого дня. Первые три дня я больше испытывал счастье. Попасть в Мариинку - это огромная честь для меня. Эти залы, эта сцена, которую ты раньше видел только по видеозаписям, теперь перед тобой и есть шанс выступить на ней при полном аншлаге. А потом понял, что в этот зал еще предстоит попасть и выдержать конкуренцию. Ты попадаешь в абсолютно незнакомый для тебя коллектив и считаешься для местных артистов чужим человеком, конкурентом. Но постепенно страх и волнение прошли. Главное сделать первый шаг на сцену. Когда ты стоишь за кулисами и ждешь своего выхода, то весь трясешься от волнения. А потом выходишь и оно исчезает.

Как давно вы работаете в питерском театре?

В Мариинке я провел полтора сезона, в сентябре же этого года начался мой второй полный сезон.

Ни для кого не секрет, что Мариинский театр считается одним из лучших в мире. В чем особенность этого театра? По каким причинам он лучше остальных?

Основная причина, думаю, в том, что в Мариинском театре сохраняют верность традициям, уважают историю, классику балета. Здесь ставят именно те классические балеты, которые известны на весь мир. Порой так случается, что спектакль одного театра ставят на сцене другого. И случается произведение чуть меняют, вносят свои коррективы. В итоге теряется классическая постановка, ведь у каждого артиста, каждого театра своя стилистика.

Кроме того, Мариинский театр славится тем, что там танцуют внешне красивые артисты. Просматривая меня перед приемом на работу, художественный руководитель обратил особое внимание на внешние данные - рост, линию рук и ног. Уже потом он мне сказал, что я подхожу под размеры сцены и смотрюсь на ней хорошо.

В нашем театре сейчас уже больше работают иностранные хореографы. Приезжают специалисты из Америки, Франции, Италии. К примеру, недавно у нас прошел спектакль "Сон в летнюю ночь" Джорджа Баланчина. Приезжала балерина, которая с ним работала, и достаточно успешно сделала постановку. А часть труппы, которая занималась костюмами, была из Италии. Одним словом, сегодня к работе привлекаются специалисты из различных стран мира, что положительно отражается на качестве спектакля.

Работа в Мариинском театре - мечта многих артистов. Теперь вы уже являетесь его солистом. Мечта полностью сбылась?

Мечта сбылась, но частично. Да, я с детства очень хотел попасть в питерский театр, и в этом плане своего добился. Однако мне есть куда расти и к чему стремиться. До перехода в Мариинку я работал в Киеве и думал, что уже там и останусь. Однако в один прекрасный день меня пригласили в Санкт-Петербург, и это стало невероятно большим для меня событием. Однако я смогу сказать, что моя мечта сбылась, только тогда, когда попаду в историю Мариинского театра. В нашей профессии иначе просто невозможно. Добиваясь одной цели, ты ставишь перед собой новую, более высокую задачу, и только так прогрессируешь.

Кто ваши наставники, педагоги в Мариинском театре?

Все они известные в прошлом танцовщики балета, люди искусства. Это те люди, которые собирали в свое время полные залы, имели своих зрителей и поклонников. Они участвовали в тех спектаклях, на которых присутствовали руководители правительства, важные зарубежные гости. Постановщики театра - знаменитые в своей профессии люди, лучшие из тех, что выступали на сцене Мариинки. Среди них нет людей без регалий, они заслуженные, народные артисты. И каждый из них оставлял свой след в балетном искусстве, чем и заслужили честь руководить постановками Мариинского театра. Педагоги и репетиторы - это отдельная история. К сожалению, люди, воспитавшие не одно поколение талантливых танцовщиков, зачастую остаются в тени, вдали от славы. Их знают только те, кто находится внутри театра, а зрителю о них мало что известно.

Санкт-Петербург считается культурной столицей России и, соответственно, жители этого города избалованы хорошими спектаклями, произведениями искусства. Наверняка питерского зрителя можно назвать капризным...

Я бы сказал не капризным, а культурно-образованным. Он знает, где и как должен сыграть артист. Ему есть с чем сравнивать, так как жители Санкт-Петербурга всегда с большим желанием ходят на выступления как местного театра, так и иностранные постановки. Аплодисменты, конечно, очень важны для танцовщика, но это не главное. Гораздо важнее, как тебя принимает зритель. В этом плане за рубежом танцовщиков принимают гораздо лучше. В Питере публика более спокойная и когда ей нравится спектакль, ты это чувствуешь. Энергетика зала имеет очень важное значение для нас, артистов.

Часто случается, что известному артисту, только вышедшему на сцену, уже начинают аплодировать. То есть он еще ничего не сделал, но его уже принимают на ура. Это говорит о том, что он знаменитость, звезда для зрителя и признан публикой. Однако, за рубежом такого нет. Независимо от твоих регалий и популярности, там надо выкладываться по максимуму, каждый раз доказывать, что ты профессионал. Это огромная ответственность.

Как часто случается, что вам надоедает играть одну и ту же партию по несколько раз в неделю, в месяц, в год? Ведь иногда гастроли театра могут длиться неделями и приходится ежедневно выходить на сцену.

Признаться, порой это надоедает и нам становится сложно себе перебороть. Бывали случаи, когда танцовщики на протяжении 10-11 лет регулярно исполняют одни и те же партии, а по прошествии времени по его действиям на сцене чувствуется, что он танцует не с таким азартом, рвением, как раньше. В нашей профессии это называется переломным моментом. Артист начинает искать себя в чем-то новом, к примеру, отходит от классического балета и пробует себя в современных постановках, хореографии. С другой стороны, руководство театра тоже должно это понимать и ставить ежегодно новые спектакли, чтобы и зрителю, и танцовщику было интересно.

В нашем случае устать от своей работы очень сложно, так как репертуар Мариинки разнообразен и на то, чтобы станцевать все спектакли, требуется от шести до десяти лет. Представьте себе, в нашем репертуаре более 50 спектаклей и ежегодно их число только увеличивается. После того как артист станцует все это, он начинает изучать новые постановки, знакомится с хореографами и ставит с ним новые номера, ездит на конкурсы и соревнуется с другими танцовщиками, в составе других трупп участвует в новых постановках. Одним словом, наша работа очень интересная и устать от нее практически невозможно.

Как часто вы чувствуете, что в том или ином отрывке спектакля могли бы выступить, станцевать лучше? Много ли замечаний делают вам педагоги, которые профессиональным взглядом оценивают действия на сцене?

То, что я мог сыграть лучше, чувствую практически после каждого спектакля. Вообще творческие люди очень самокритичны. И порой педагоги ругают нас не за то, что мы допустили где-то ошибку, а потому, что чрезмерно самокритично относимся к своим действиям. Иногда, конечно, самокритика помогает, но нередко и мешает артисту раскрыться. Если на занятиях педагог хвалит тебя за отдельно отыгранную часть балета, а ты все равно недоволен, это вызывает критику со стороны репетитора. Считаю, что здесь важно соблюдать баланс.

За свою карьеру вы выступали в трех театрах - Бакинском, Киевском и теперь Мариинском. Каждый театр отдельная школа. Чему вы научились в этих трех школах по отдельности?

Бакинская школа дала мне очень многое. В первую очередь большую основу. В Азербайджане, помимо классического балета, также изучается народный фольклор, народные танцы. У нас прекрасные педагоги азербайджанских танцев, о чем можно судить по качеству выступления Азербайджанского государственного ансамбля народных танцев. За год работы в Азербайджанском государственном театре оперы и балета мне довелось станцевать лишь в одном спектакле - "Девичья башня", но он многое дал. Это прекрасный балет, в котором есть как классические движения, так и национальные. Работа в Баку стала хорошей подготовкой к выходу на более высокий уровень. Кстати, это отметили и высоко оценили хореографы следующих театров, где я работал.

В Киевском театре я познакомился с большими классическими произведениями. Это балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и "Спящая красавица". В Баку, к сожалению, "Лебединое озеро" ставят очень редко и его в основном танцуют иностранные артисты. Моим первым большим спектаклем стал "Щелкунчик". В Баку он идет в постановке Рафиги Ахундовой и, кстати, довольно неплохо посещается на Новый год, когда родители приводят своих детей в театр.

Что касается Мариинского театра, то здесь я познакомился с этими же балетами, но в их историческом виде. То есть так, как их ставили раньше, в оригинале. В целом, мне интересно наблюдать и учиться новым вещам, познавая новые грани в творчестве.

Работая в Мариинском театре и гастролируя с ним, вам наверняка довелось видеть выступления различных театров мира, представителей всевозможных балетных школ. Какая школа нравится больше остальных?

Лично для меня русская школа - самая сильная. Кроме нее, могу отметить французскую и итальянскую школы. Американский балет тоже очень силен, там больше уделяется внимание технической части. Они пытаются больше свертеть, выше прыгнуть, завести зал. И это в первую очередь связано с особенностью американского зрителя. Конечно, все театры по стилистике отличаются друг от друга, но каждый имеет высокую чистоту исполнения, класс. Во время гастролей Мариинского театра в Америке или Европе наши спектакли тоже пользуются большой популярностью.

Общепринято, что искусство не должно иметь национальности. Тем не менее на вашей карьере в Мариинском театре не отражается тот факт, что вы азербайджанец?

Нет, это не имеет для руководства никакого значения. Если ты талантлив, хорошо обучен и трудолюбив, то у тебя не возникнет никаких проблем в творчестве. Ни национальность, ни цвет кожи, ни язык не мешают артистам расти и прогрессировать в Мариинке. Хотя, повторю, внешний вид имеет значение для художественных руководителей нашего театра. Порой случается так, что в первый ряд кордебалета ставятся именно красивые мальчики или девочки. Мой педагог не раз говорил, что в Мариинском театре, или, как он назывался раньше, Кировском театре, всегда танцевали только красивые артисты. Уже потом обращали внимание на технику, мастерство танца.

С другой стороны, внешность артиста имеет значение во время выбора ролей. К примеру, если балерина играет Кармэн, то постановщики выбирают темноволосых девушек, или же настаивают на том, чтобы блондинка перекрасилась. Если же, к примеру, танцует в "Лебедином озере", то отдается предпочтение светлым девушкам. То же самое касается и нас, танцовщиков.

В России наряду с Мариинским театром высоко ценится и Большой театр в Москве. Насколько серьезно соперничество между ними?

Конкуренция очень жесткая и серьезная. Это чувствуется во всем. Летом мы были на фестивале "Золотая маска", куда каждый театр приезжает с 2-3 спектаклями и показывает их перед жюри. Главные призы вручаются как театрам, так и артистам, постановщикам, хореографам. И во время фестиваля я сам почувствовал конкуренцию между Мариинкой и Большим. На себе мне это ощущать не пришлось, но потом, читая прессу, разговаривая с критиками, деятелями искусства, понимаешь, что отношение к этим двум театрам разнится.

Желания перебраться в Москву и танцевать в Большом театре у вас нет?

Если брать с профессиональной точки зрения, то покидать Мариинку я пока не хочу. Если же оценивать условия жизни, то в Санкт-Петербурге очень суровый климат. Это восемь месяцев зимы, восемь месяцев серого неба, очень холодная погода, которая наводит тоску и вгоняет в депрессию. Начинает болеть все и сразу - спина, голова, кости рук и ног (смеется.). В первый год мне было сложно элементарно выспаться. Утром идешь на работу - еще темно. Возвращаешься с работы - уже темно. То есть ты весь день находишься в темноте. И это сказывается на людях, их настроении. Они становятся холодными. Вечно куда-то торопятся, не рады встречам на улице. Постоянные пробки на дорогах. В этом плане мне Киев больше нравился.

Какую роль в вашем решении сыграет финансовый вопрос? Сможете ли покинуть Мариинку, если, к примеру, тот же Большой театр предложит вам условия, в разы превышающие те, которые вы сегодня имеете в Санкт-Петербурге?

Вообще финансовые условия играют для артиста очень важное значение. Это стимул для нас, цель, новые возможности. Не скажу, что это главное условие в вопросе сотрудничества, но оно и не последнее. Финансовый вопрос не столько важен в начале карьерного пути, сколько в конце. Или в тот момент, когда танцовщик устает от своей работы и ищет перемен. Именно тогда его и можно заинтересовать хорошими условиями и переманить к себе в театр. Пока я не думал об этом, так как только начинаю работу в Мариинском театре и руководство создает все условия, которых я хотел. Руководство все чувствует, видит и при необходимости идет на изменения. К примеру, за полтора сезона работы в Питере условия сотрудничества со мной дважды пересматривались, в лучшую сторону.

В сентябре начался новый театральный сезон. Какие спектакли вы уже отыграли или планируете отыграть?

Мой первый спектакль в новом сезоне состоялся 27 сентября, я станцевал в постановке "Кармен". Потом у нас были большие гастроли в США, где мне довелось сыграть в двух спектаклях. Мы вернулись в Питер, где я станцевал в спектакле "Жизель". Недавно были гастроли в Корею и Японию. Одним словом, график был расписан на полгода вперед. А у больших артистов иногда строятся планы на 2-3 года вперед.

В каких странах лично вам уже довелось побывать, гастролируя с театром?

Точное число я не смогу назвать, но больше всего мне понравилось в Японии. Это очень красивая, культурная страна. Там высоко ценят российскую культуру. Впервые я побывал там, еще работая в Киевском театре. Мне понравилась Япония своей архитектурой, историей. Не знаю, смог бы я там жить, хотя... Все будет зависеть от предложений (смеется.). Очень понравилось в Канаде. Правда, там я был зимой, а это время года я не очень люблю. Тем не менее канадская зима показалась интересной. Был в Торонто, видел Ниагарский водопад.

Оглядываясь с высоты солиста Мариинского театра, каким вам видится Бакинский театр оперы и балета? Что мешает ему выйти на высокий уровень и завоевать любовь широких масс?

Мне кажется, проблема заключается не в школе, не в воспитании талантливых артистов, так как в этом плане в Баку все обстроит неплохо. Бакинская школа выпускает достаточно талантливых танцовщиков. Основная же проблема, по-моему, заключается в недостаточной заинтересованности отдельных людей. Как бы это громко ни прозвучало, но я считаю, что при желании и соответствующих финансовых возможностях Бакинский театр смог бы успешно ставить спектакли и гастролировать по всему миру.

А как же зритель? Вы считаете, в нашей стране достаточно любят искусство в целом и балет в частности?

Я бы не стал сваливать всю вину на зрителя. Ему ведь что нужно? Хороший, красочный спектакль. Шоу. И когда этого шоу нет, то он, естественно, перестает приходить в театр и не советует этого делать своим знакомым. Для того чтобы зритель приходил на спектакли, его надо заинтересовать. Хотя в Бакинском театре очень хороший, обширный репертуар. К примеру, у нас есть такие спектакли, которые не идут ни в одной стране мира. Великие композиторы - Кара Караев, Афрасияб Бадалбейли, Ариф Меликов и другие написали столько прекрасных балетов, что Азербайджан непременно должен считаться страной искусства. К сожалению, в последнее время новых постановок стало меньше, и это приводит к кризису в балетной сфере. Зрителя надо готовить к премьерам, новым спектаклям.

Считаю, что очень важную роль здесь играют и СМИ. В прессе обязательно должна идти постоянная реклама, статьи о новых постановках, рецензии специалистов. Думаю, что журналисты должны призывать публику обратить внимание на тот или иной спектакль, рассказывать о новых произведениях. В России в этом плане ситуация кардинально отличается. К примеру, будучи солистом Мариинского театра, я сам был свидетелем того, как все местные телеканалы в новостных блоках, после политических и светских событий, рассказывали, пусть и несколько секунд, о новых постановках и приглашали зрителей посетить премьеру. "Постановщики и руководство театра обещают, что зритель останется довольным новым спектаклем и всех приглашают на премьеру", - порой именно так завершают новость российские телеканалы. Хотя в Питере, повторю, публика все равно любит театр и искусство.

Тем не менее, считается, что в Азербайджане всегда были талантливые танцовщики и балерины...

Да, это правда. Бакинская школа ежегодно выпускает большое количество талантливой молодежи, однако, к сожалению, эти ребята малоизвестны. В Азербайджане много народных артистов, заслуженных артистов, однако им сложно набирать своих зрителей, публику. К примеру, когда я еще там танцевал, бывали случаи, когда на очень интересные спектакли приходила только половина зала. Причина тому все та же слабая заинтересованность в развитии отдельно взятых людей.

В Санкт-Петербурге подошел к концу фестиваль балета "Мариинский"

Юбилейный XV фестиваль прошел под девизом: все лучшее из репертуара - детям, то есть зрителям. В программу были включены только жемчужины классического балетного наследия, исполненные, в основном, силами Мариинской труппы с привлечением гостей, как говорят химики, «в следовых количествах». Впрочем, именно такая конфигурация фестиваля подтвердила, что есть пророки в балетном отечестве. Или скорее пророчицы.

Открылся марафон имперского балета с дебюта Надежды Батоевой в партии Китри. Выверенная техника, самоотдача, кураж - в этот вечер в Надежде с трудом можно было узнать дебютантку: такой жаждой жизни и энергией триумфа дышала ее героиня. Партнером Надежды стал танцовщик из Национального балета Нидерландов Исаак Эрнандес. Его Базиль - уличный хулиган, а не законопослушный брадобрей, и, как свойственно хулиганам, не следует в полной мере правилами Мариинского балетного этикета (читай - нюансам исполнения). На качестве некоторых поддержек сказался, думается, недостаток совместных репетиций, но сценическое обаяние и крепкая техника Исаака вкупе с взаимной симпатией артистов стали акселератором успеха спектакля.

И если дебют Батоевой в партии Китри можно назвать готовым портретом в интерьере (в данном случае - испанском), то выступление Алины Сомовой, заменившей француженку Орели Дюпон в партии Жизели, это скорее карандашный набросок, выполненный на скорую руку. Схематично обозначив характер Жизели в первом акте, балерина лишилась возможности раскрыть и собственную роль, и вдохнуть жизнь в партнерство с Тимуром Аскеровым во втором. Впрочем, и от Аскерова инициатива по гармонизации дуэта не исходила.

Чуть позже в фестивальную галерею свой парадный портрет повесила Виктория Терешкина, о творческом вечере которой "Независимая газета" уже писала: воистину, Виктория значит "победа". А когда в один из вечеров на сцену вышла Олеся Новикова в партии Авроры, стало понятно, что Олеся значит "безупречность". Силой своего таланта Новикова дарует жизнь самым идеалистическим представлениям о том, какой должна быть петербургская танцовщица. Тонкий вкус к нюансировке и актерской игре, отполированная техника, удивительная сценическая органика и дар наполнить смыслом любое движение: такова эта балерина. Аврора Новиковой "и жить торопится, и чувствовать спешит": и все это на стальных пальцах и без грамма фальши.

Заключительный гала-концерт фестиваля представил комбинированную программу лирического склада: «Адажио Хаммерклавир» Ханса ван Манена на музыку Бетховена, балет «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона и дивертисментный акт из номеров разных эпох.

«В балете "Маргарита и Арман" на сцену вышла Ульяна Лопаткина, партнером которой стал Ксандер Париш. Волна чувств, видимо, захлестнула юного Армана еще в антре, буквально сбив его с ног и порядком подпортив этим несколько па, а глубина эмоций наложила скорбную гримасу на лицо прелестника. Царственная Маргарита Ульяны Лопаткиной на этом фоне приобрела черты матроны, опекающей своего беспомощного любовника, а не сходящей по нему с ума.

В дивертисменте овацию сорвали Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев, исполнившие па-де-де из балета Уильяма Форсайта «Там, где висят золотые вишни», создав контраст между урбанистическим скрежетом музыки, созданной Томом Виллемсом и Лесли Штуком, и динамичной мягкостью и версатильностью пластики. Номера «Amoveo» и «Мы были вдвоем» в постановке Бенжамина Мильпье, привезенные из Парижской оперы - не стали, возможно, самыми зрелищными, но обеспечили интернациональность мероприятия.

Фестиваль закончился, да здравствует фестиваль!

Тимур Аскеров – азербайджанский танцор, солист балета в Мариинском театре . Это первый и пока единственный профессиональный танцовщик из этой страны, кто был принят на сцену легендарной Мариинки, где Тимур работает более 7 лет . В составе коллектива Мариинского театра он уже объехал множество стран мира.

Биография

Родной город Тимура Аскерова – Баку, где он закончил местное училище по классу хореографии. В 2008 году выиграл конкурс на звание победителя в категории «дуэт» в 2013 г. на международном балетном соревновании в Большом театре. Тогда Тимура заметил Юрий Григорович. С тех пор стартовал стремительный взлет Аскерова в мире российского балета.

Свой профессиональный путь Аскеров начал официально еще в 1998 году , когда начал ходить в местный кружок национального танца в Баку. Потом Тимур высказал желание стать профессиональным танцовщиком , и родители отдали его в училище.

Тимур вспоминает это время как самые чудесные годы, особенно он был счастлив, когда после первичной подготовки у станка ученики перешли к классическому танцу.

Его первым преподавателем был Сергей Богданов , опытный хореограф. Он сразу настроил мальчиков на серьезную, масштабную работу, и эта выучка в дальнейшем очень помогла Тимуру преодолевать сложности в танце.

Учитель заставлял своих подопечных учитывать абсолютно все – от малейшего движения пальцами и поворота головы до ощущения своего тела в каждой позиции.

Таким образом Тимур получил великолепные уроки по постановке техники танца, как превозмогать боль и усталость, отрабатывал фирменные прыжки и пируэты.

Переезд в Петербург

Закончив училище, Тимур Аскеров пошел работать в Академический театр Азербайджана в секторе балета . В 2009 году он был приглашен в Киев – в Национальный академический театр оперы и балета им. Т. Шевченко.

Попасть в Мариинку ему помог случай – он работал с известным педагогом, который вырастил известного артиста Сарафанова.

Этот звездный танцор приехал в Киев навестить учителя и застал текущий урок по отработке упражнений в танцклассе. Сарафанов познакомился с Аскеровым и пригласил его в Мариинку на кастинг, попробовать силы, затем рассказал о талантливом танцоре художественному руководителю Мариинского театра.

И Тимуру предложили поработать на питерской сцене. Он согласился не сразу – ведь за этим стояли большие перемены, от смены окружения до кардинальных сдвигов в карьере. А в Киеве Аскеров был задействован почти во всем репертуаре. Начинать с нуля было сложно решиться , но Тимур сделал этот шаг – предложение было выгодным.

Аскеров выезжал из Киева в Санкт-Петербург и оставлял в Украине своих друзей и коллег, привычные рабочие условия. Но о своем решении он не жалел.

Хотя в Мариинке пришлось тяжело – здесь не щадят новичков, очень сильная конкуренция, но Тимур воспринимал других танцоров как коллег и старался все воспринимать с профессиональной точки зрения. И каждый был заинтересован в успешном прогоне спектакля, поэтому работать ему нравилось.

Репертуар

За годы работы на питерской сцене Аскеров станцевал множество ведущих ролей из классического состава. Это были «Спящая красавица» , «Лебединое озеро» , «Баядерка» и многие другие.

И в его служебном багаже теперь есть сразу три разные хореографические школы – бакинская, киевская и петербургская.

Он ценит каждую из них и с особым теплом вспоминает свои первые танцевальные годы в Баку, где кроме классики активно преподавали народный танец и фольклорные элементы. Этот опыт дал Аскерову очень многое для дальнейшего роста.

При этом за несколько лет работы на азербайджанской сцене Тимур побывал в главной роли только однажды – в постановке «Девичья башня».

А первым большим спектаклем для него стал «Щелкунчик» . Эта роль стала для него основой для развития и достижений более высокого уровня. В следующих театрах руководители проектов очень положительно отозвались о подготовке Тимура, давали высокую оценку бакинской хореографической школе.

Взгляд на профессию

По мнению Тимура Аскерова, для любого артиста, особенно в хореографии, важны такие качества, как упорный труд, целеустремленность и здоровое упрямство.

На вопрос, готов ли он и имеет ли желание продвигаться дальше и переехать в Москву для выступлений в Большом театре, Аскеров отвечает, что пока таких планов не имеет. Достижения на петербургской сцене его вдохновляют, он как профессионал на данный момент не планирует покидать Мариинский театр .

По признанию Тимура, в танце – вся его жизнь и судьба , он готов до последнего вздоха дарить людям красоту движений и утонченное искусство классического балета.

Более пяти лет в Санкт-Петербурге проживает наш соотечественник Тимур Аскеров. Это единственный азербайджанец - солист Мариинского театра. С труппой легендарного театра Тимур гастролирует в странах Европы, Азии и Америки. Он родился и вырос в Баку. Окончил Бакинское хореографическое училище в 2008 году, признан лучшим среди мужчин танцором в дуэтной номинации Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проходил в Большом театре в июне 2013 года под председательством Юрия Григоровича. О нелегком выборе театра и особенностях профессии Тимур рассказал в интервью газете VAKinfo.

- Тимур, с чего начинался ваш профессиональный путь?

Все началось в 1998 году. Я посещал кружок национальных танцев. Вскоре этот кружок закрылся, и тогда я попросил родителей отдать меня в хореографическую школу. Мое обучение профессии началось с третьего класса, так как первые два класса я отучился в общеобразовательной школе. Тогда я даже не думал о классическом балете. Мне просто хотелось танцевать. Затем я поступил в хореографическое училище. Эти годы учебы были волшебными. Когда на смену скучным упражнениям у станка в первых классах пришло время заняться основами классического танца, нас взял опытный педагог Сергей Богданов. Своей выучкой, профессионализмом и даже известным педантизмом он как-то естественно уберег нас, мальчишек, от лени, бесшабашности, дал понять, что балет - дело очень трудное и серьезное, требует безграничной требовательности к себе. Сергей Владимирович бескомпромиссно добивался чистоты каждого движения, выразительности позы и даже осмысленного поворота головы. Он буквально гнул и ломал нас собственными руками, требуя запомнить ощущение в каждой позиции и отчетливо осознавать, как удобнее связывать азбучные элементы в комбинациях, как эстетично, естественно, не подчеркивая усилий, переходить из одной части той или иной танцевальной фразы к следующей в соответствии с рисунком поставленного балетмейстером танца. Вместе с учителем мы вырабатывали манеры, упорно добивались чистоты любой детали, не прощая себе неряшливости или случайностей. Сергей Владимирович научил нас, придавая огромное значение технике, уделять особое внимание психологической проработке образов, характеров. Даже в неурочное время, оставшись в классе, мы, превозмогая боль, тянулись в шпагате, выворачивали колени, отрабатывали полетные прыжки, учились вертеть как можно больше пируэтов.

- А что было потом?

После окончания училища в 2008 году я работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, а спустя год, в 2009-м, в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.

- А как вы оказались в знаменитой Мариинке?

Можно сказать, что помог случай. Дело в том, что в Киеве я работал с педагогом, который в свое время воспитал звезду мировой величины, одного из лучших танцоров балета Леонида Сарафанова. В то время он уже работал в Мариинском театре и, вернувшись на Украину, решил проведать своего педагога. В тот день, когда он пришел в оперный театр, мы отрабатывали упражнения. Он застал нас в рабочем процессе. Нас познакомили, мы стали общаться, и он посоветовал мне попробовать силы в Питере. Сарафанов рассказал обо мне художественному руководителю Мариинки. Спустя месяц мне предложили работу в этом театре. Я не сразу согласился, ведь в киевском театре был задействован во всех спектаклях. Я понимал, что в такой момент очень опасно что-то менять и начинать все заново. Ведь в новом театре, где тебя еще не знают, пришлось бы все делать с нуля, показывать себя, завоевывать доверие, добиваться главных ролей, переучиваться. Но все же я согласился. Руководители Мариинки предложили выгодные условия сотрудничества.

- Кроме смены работы вам пришлось поменять и город, и страну, и окружение...

Признаться, это была одна из причин, из-за чего я не торопился уезжать из Киева в Санкт-Петербург. Меня останавливала именно смена обстановки, места жительства. В Киеве я привык ко всему. У меня были друзья, круг общения, люди, которым я доверял. А пришлось все бросать и переезжать в другой город, где еще предстояло адаптироваться. Поначалу было сложно, однако о своем решении я не пожалел.


А как вас приняли в Мариинке? В театрах, говорят, немало конкуренции и зависти, вам пришлось с этим столкнуться?

Мариинский театр, как и любой другой большой театр, очень жесткий к новичкам. Там огромная конкуренция, и это естественно. Возможно, кто-то и считает желание быть первым конкуренцией, но для меня все артисты - это коллеги по работе. У нас не бывает конфликтов. Каждый артист в нашем театре заинтересован в успешном выступлении всей труппы.

- В каких спектаклях вы задействованы сейчас?

За годы работы в Мариинском театре я станцевал практически все ведущие партии классического репертуара. И сейчас я задействован почти во всех спектаклях нашего театра: в «Спящей красавице», «Баядерке», «Лебедином озере» и других.

Вы выступали в трех театрах - Бакинском, Киевском и теперь Мариинском. Каждый театр - отдельная школа. Чему научила вас каждая из трех школ?

Бакинская школа дала мне очень многое. В первую очередь, путевку в дальнейшую профессиональную жизнь. В Азербайджане помимо классического балета также изучаются народный фольклор, народные танцы. Там прекрасные педагоги азербайджанских танцев, о чем можно судить по качеству выступления Азербайджанского государственного ансамбля народных танцев. За год работы в Азербайджанском государственном театре оперы и балета мне довелось станцевать лишь в одном спектакле - «Девичья башня». Это прекрасный балет, в котором есть как классические движения, так и национальные. Работа в Баку стала хорошей подготовкой к выходу на более высокий уровень. Кстати, это отметили и высоко оценили хореографы следующих театров, где я работал.
В Киевском театре я познакомился с большими классическими произведениями. Это балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В Баку, к сожалению, «Лебединое озеро» ставят очень редко и в нем в основном задействованы зарубежные артисты. Моим первым большим спектаклем стал «Щелкунчик». В Баку он идет в постановке Рафиги Ахундовой. Что касается Мариинского театра, то здесь я познакомился с этими же балетами, но в оригинальном виде. В целом мне интересно наблюдать и учиться новым вещам, познавая новые грани творчества.

- Какими качествами должен обладать артист балета, на ваш взгляд?

Есть одна формула, она довольна проста. Целеустремленность, упорство и трудолюбие. Эти три качества должны преобладать в любом артисте.


- Каковы ваши планы? Хотелось бы вам перебраться в Большой театр?

Танец - вся моя жизнь. Пока других планов я не строю. А что касается Большого, то с профессиональной точки зрения покидать Мариинку неприоритетно, да я и не хочу.

Беседовала Илаха Алекперова

Похожие статьи

  • Женственность и простота: прическа гулька на каждый день

    Любой девушке хочется всегда выглядеть привлекательно, при этом не тратя много времени. Много хлопот обычно доставляет прическа. Постоянно носить распущенные волосы надоедает, а фантазии и времени на что-то другое не хватает. При этом...

  • Выбираем качественную норковую шубу

    Женщины по всему миру, несмотря на религиозную принадлежность, национальность или другие социальные отличия, хоть раз в своей жизни мечтали одеть на себя легкую, шикарную, теплую шубку из норки. Подобная верхняя одежда была, есть и еще...

  • Короткие стрижки для волнистых и вьющихся волос: актуальные фото

    «Прическа делает красивых еще красивее, а некрасивых еще страшнее.» (Ликург Лакедемонский) Это золотое правило, которое стоит взять за основу каждой женщине. Новая прическа – новый образ – новый этап в жизни. Вы ведь к этому стремитесь?...

  • Как сидеть за компьютером чтобы не испортить спину

    Как правильно сидеть за компьютером? Эта фраза у всех на слуху, причем многих она приводит в состояние повышенной раздраженности. Тем не менее, на этот аспект жизни следует обращать особое внимание. Главная причина этому –...

  • Эффект замещения и эффект дохода по хиксу

    I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 8. Эффект дохода и эффект замещения Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает...

  • Как выбрать цвет логотипа и не облажаться Как выбрать цвет

    Цвет логотипа – это один из ключевых элементов сильного бренда. У каждого цвета свои особенности, ассоциации и психологическое воздействие. Выбирая цвет или сочетание цветов для вашего логотипа, вы также получаете эти ассоциации.Цвета...