Обучение плаванию до 1 года. Плавание малышей в домашней ванне: теория и практика. Когда нельзя купать ребенка

Баночное питание везется просто в чемодане. В самолете и аэропорту ЖАРЫ нет)) И вот на месте отдыха вы ж не на пляже под солнцем его держать будете... Зачем холодильник-то? Хотя можно вообще питание не брать. На всех цивильных курортах есть магазины с детским баночным питанием. Я везла, просто потому, что не любитель на отдыхе тратить время на хождение по магазинам в поисках всяких нужностей, да и вдруг не будет именно того ассортимента, к которому привык ребенок? Если Вы не заморачиваетесь и едите все фирмы подряд, то нет смысла везти.
Про творог. Может меня тут закидают тапками, но я везла и агушу и творожок(в сумке холодильнике с хладоблоками, перелет прошёл замечательно, по приезду на место было ещё всё прохладненькое, дальше, ессно в холодильнике хранили). Малому было 10-11 мес. Кормить с общего стола я бы не рискнула! Хотя вот подруга годовасу уже оливье давала)) Все люди разные. Так что слушайте себя. Перелет, акклиматизация, смена еды и питьевой воды - это всё годовасу совсем не нужно. Если подумать о ребенке, то отдыхать надо в своей полосе...и т.д. ит.п. И я вот, чтоб избежать неприятностей и облегчить жизнь ребенку решила ничего не менять ни в еде, ни в воде. Ни разу не пожалела! Со средним первый раз летала в год и месяц, брала только баночное питание и сухую кашу. Остальное с общего стола.
Кстати, я перед отъездом за пару неделек ввела в его меню кашки фруто-няня готовые, очень удобно брать на всякий случай с собой (на пляж, на длит.прогулку), они не портятся часа три-четыре точно на жаре на пляже, в тенёчке, конечно, проверено. Больше не знаю.
Насчет свимтренера. Я купалась одна с двумя детьми (11мес + 2,5года). Просто не представляю, как можно было это проделать без свимтренеров?? Эти круги просто великолепны! Дети в кругах, я релаксирую рядом))) Даже оч. далеко заплывали с ними (малыша я одной рукой толкаю, старший за младшего держится). Никто ни разу не перевернулся! Абсолютно безопасны. Единственное, что посоветовала бы Вам купить его пораньше и походить в нем дома сначала, потом в ванне покупаться, чтоб привык. Мои были приучены с младенчества в ванне. Только в ванне с годовасом будьте аккуратнее, он уже ногами может оттолкнувшись, перевернуться. В море так не получится.
Про обувь...Ну не знаю, зачем годовасу резиновая обувь? Ему сложно будет в ней перемещаться. Выйдя из моря, как Вы говорите, мы, например, играли на мокром песке (там не жарко ногам) или на шезлонге. Потом обмыли ноги, вытерли и в коляс. Если только на пляже острые камни...Но вряд ли Вы с годовасом в такие условия едите.. На пляже босичком, босичком))) Это полезно!!
Ух...как длинно получилось.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток и витаминов. Чтобы быть по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет, заниматься физкультурой. Плавание для детей поможет вашему ребенку.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни.

Водные занятия закаливают ребенка помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения.

Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы эти навыки были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания.

В оздоровительном центре «Аквазнайка» с вашим ребенком индивидуально занимается квалифицированный опытный тренер. Большинство упражнений выполняется в форме игр, которые помогают привить малышу любовь к водной среде. Тренер учит ребенка ныряниям, прыжкам в воду, отрабатывает с ребенком элементы плавательных движений и готовит к самостоятельному плаванию. Во время занятий ребенок получает водный массаж и оздоровительную гимнастику направленную на укрепление всего организма.

Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье.

Квалифицированные тренеры по плаванию в бассейнах «Аквазнайки» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

Если подросшие ребятишки с удовольствием занимают себя на пляже сами (был бы водоем!), то маленькие купальщики нуждаются в постоянном участии взрослого. А что делать с малышом в воде и как играть, родители могут придумать не всегда.

Ребенок в море

Знакомство с морем – очень важный момент первого летнего отдыха с ребенком . От того, насколько комфортным и приятным оно будет, может зависеть и дальнейшее отношение малыша к морским купаниям. Поэтому постараемся не сделать ошибок, чтобы привить малышу любовь к играм в воде и плаванию.

Для первого купания ребенка в море желательно выбрать подходящие условия. Если в 1 день вашего пребывания на пляже погода ветреная и прохладная, с купанием лучше повременить. Не стоит окунать ребенка в море при температуре воды ниже 20°С. Вообще, для первых купаний оптимальная температура воды от 22–24°С, а воздуха – не ниже 25°С. Слишком холодная вода может не только стать причиной переохлаждения, но и напугать малыша. Если ребенок будет некомфортно себя чувствовать, купание может ему не понравиться. Первые «заплывы» не должны превышать 2–3 мин. В последующем продолжительность игр в воде можно увеличивать до 5–7 мин, а при очень теплом море и до 10.

Прежде чем отправиться купаться, малыш должен посидеть в тени около 10 мин, чтобы чуть-чуть остыть. Если окунать в воду ребенка , слишком разгоряченного жарким солнышком, можно легко получить простуду. Между купаниями тоже делайте достаточный перерыв, чтобы малыш как следует согрелся.

При знакомстве с морем непременно учитывайте эмоциональное состояние крохи. Нельзя приводить ребенка на пляж , если ему нездоровится. Не нужно вести его в воду, когда он не в настроении и капризничает. Дождитесь, когда маленький «бука» станет более сговорчивым. Не стоит купаться натощак, но и сразу после приема пищи тоже не нужно. Оптимально – через 1–1,5 часа после еды.

Итак, начинаем знакомство с морем! Сначала просто понаблюдайте за малышом. Одни бесстрашные ребятишки сразу же пытаются добраться до воды. С такими обычно проблем не возникает. Другие опасливо стоят в сторонке. Не настаивайте и не спешите. Сначала просто поиграйте с ребенком у воды, пусть набегающая волна дотрагивается до ручек и ножек малыша. «Посмотри, какая волна ласковая, она тебя погладила, давай и мы ее погладим!» Потрогайте, погладьте волну, помочите в море ручки. Походите с малышом по кромке воды, высоко поднимая ноги, как аисты. Побегайте, представляя себя лошадками. Потом можно зайти в море по колено, потопать ножками, создавая брызги, поиграть с водоплавающими игрушками. Если кроха не возражает, возьмите его на руки и занесите в море. Обязательно при этом эмоционально разговаривайте с ним, говорите что-нибудь радостное! Малыш должен видеть и чувствовать, что купаться – это весело! Если ребенок начинает сопротивляться или просит, чтобы вы не заходили дальше, не настаивайте. Пусть привыкает к купаниям постепенно. Попрыгайте с малышом на руках, погружая его в воду по плечики, покружитесь с ним в воде. Если кроха не против, возьмите его под мышки или в области запястий и покачайте в воде вверх-вниз и из стороны в сторону. Старайтесь, чтобы первое время брызги не попадали ребенку в лицо, крепко его держите и, конечно, внимательно прислушивайтесь к его ощущениям. Они обязательно должны быть позитивными!

Детская пляжная одежда

Маленькому купальщику, точно так же, как и взрослому, необходима удобная пляжная одежда . Сейчас можно отыскать в продаже специальные одноразовые подгузники для купания и непромокаемые трусики , которые помогают уберечься в воде от «детских неожиданностей». Но их лучше оставить для бассейна. А в естественных водоемах вполне можно обойтись самыми обычными трусиками. Стоит написать про купальные костюмы с длинными рукавами, чтобы в воде ребенок не обгорел.

Купаться и играть на пляже без трусиков не рекомендуется. Песок, попадая в область половых органов и промежности, может стать причиной воспалительных заболеваний, да и просто раздражать нежную кожу ребенка. Особенно это касается девочек.

Неплохой и современный вариант детского купальника – закрытый купальник с рукавами. Он надежно закрывает самые нежные и «обгораемые» части тела крохи – спинку и плечики. А еще есть купальники для малышей с УФ-защитой. Они сделаны из особого материала, который задерживает вредные солнечные излучения. Такие купальные костюмы особенно хороши для самых маленьких курортников. Благодаря им можно свести к минимуму использование солнцезащитного крема, который постепенно смывается в воде. Из УФ-защитной ткани можно приобрести и панамки, закрывающие не только голову, но и шею.

Пока ребенок еще не умеет самостоятельно держаться на воде, ему пригодятся всевозможные «плавсредства». С ними купание будет веселее и разнообразнее. Безопаснее всего надевать на малыша детский надувной жилет . Внимательно подберите его по размеру, чтобы жилет плотно облегал тело малыша и надежно фиксировался шнуровкой или застежками. Малышу от 1,5 лет можно надевать надувные нарукавники. Только не забывайте, что нарукавники лишь слегка поддерживают ребенка на воде, но не обеспечивают его безопасность. Так что без поддержки сильных и любящих рук крохе никак не обойтись!

Надувной круг – тоже хороший помощник на воде. Плавать с ним гораздо веселее! Но классический круг покупайте только подросшим ребятишкам от 1,5–2 лет. Ребенок должен понимать, что за круг нужно придерживаться руками. Самые крошечные пловцы могут просто-напросто выскользнуть из него. Круг тоже нужно подбирать по размеру: чем младше ребенок, тем меньше диаметр внутреннего отверстия круга. В идеале круг должен сидеть на маленьком пловце достаточно плотно. Для самых маленьких пловцов в возрасте от 9 месяцев до 1,5–2 лет можно купить круг со «штанишками». Особое внутреннее сидение круга не позволит малышу выскользнуть. Но будьте осторожны: такой круг может перевернуться.

Современная творческая мысль не стоит на месте! И кроме классических, привычных с детства кругов для плавания появляются совершенно новые их виды! Сейчас можно отыскать специальные надувные круги SwimTrainer, с помощью которых вы сможете безопасно играть на воде даже с грудничком и обучать его плавать. Конструкция этого изделия, во-первых, не позволит ребенку выскользнуть из круга, а, во-вторых, поможет маленькому пловцу принять правильную горизонтальную позу для плавания, но при этом не позволит наклоняться слишком сильно вперед и наглотаться воды.

Ближе к 3 годам можно предложить ребенку дощечку для плавания. Кроха сможет грести ручками и ножками, лежа на дощечке или отрабатывать с ее помощью самые первые плавательные движения.


Детский страх

Многие родители уверены, что все дети без исключения обожают плескаться в воде. Но это не совсем так. Есть немало малышей, которые по каким-то непонятным причинам боятся воды и категорически отказываются заходить в ласковое море. Ну, это оно нам может казаться ласковым, а вот ребенку нередко внушает страх. Отчего же это может происходить?

Во-первых, многие дети относятся с опаской ко всему новому. Первые купания в море, реке или бассейне могут вызывать у них не столько страх, сколько опасение: как-то оно все будет? И это совершенно нормальная реакция. Очень важно знакомить таких детей с морем постепенно и ни в коем случае не заносить в воду насильно. Только попробуйте так поступить, и кроха убедится в том, что его опасения действительно были не напрасными… Весьма вероятно, что его осторожность перерастет в стойкое нежелание играть в воде. И может пройти несколько лет, прежде чем малыш переменит свое отношение к купанию в море.

Во-вторых, море может пугать ребенка своей темнотой, тем, что там совсем-совсем ничего не видно. А если не видно, детское воображение начинает додумывать и рисовать самые разные картинки: а вдруг там, на дне, крошечные ножки подстерегает огромная кусачая рыба или какое-нибудь невиданное чудовище? Особенно, если кто-нибудь уже успел напугать малыша «крабом с клешнями» или «акулой-каракулой». Причем, такие ребятишки обычно охотно соглашаются поплавать в бассейне, а вот в открытом водоеме отказываются. И это понятно: бассейн просматривается до самого дна, и сразу видно, что никакой опасности там нет. Как себя вести с такими маленькими трусишками?

Очень подробно рассказывать и объяснять, что ничего страшного под водой у берега нет. Там только песочек, камешки, ракушки и крошечные добрые рыбки. Показывать это на собственном примере и на примере радостно купающихся детей : «Видишь, они не боятся! Им весело!» По возможности выбирайте для первых купаний мелкое море с чистой, прозрачной, спокойной водой и без водорослей у берега. Кстати, водоросли тоже часто пугают малышей, учитывайте это. Если крохе будет видно дно, он станет заходить в воду гораздо охотнее. Если малыш уже умеет задерживать на несколько секунд дыхание, можно надеть ему маску и предложить поглядеть, что творится под водой. Для этого не нужно заплывать далеко, достаточно зайти в воду по пояс и опустить лицо в маске в воду. Убедившись, что под водой нет ничего страшного, малыш в скором времени перестанет упорствовать.

В-третьих, страх может быть связан с неудачным первым купанием ребенка . Может, кроху накрыла волна, и он глотнул воды. Может, папа слишком активно играл в воде с сыном или дочуркой, и малыш испугался. В этом случае не настаивайте на том, чтобы ребенок заходил в воду. Малышу понадобится время, чтобы доверие к воде вернулось. А пока пусть плещется в надувном бассейне на берегу, играет у воды, бросает в море камешки. Придумывайте для крохи всевозможные игры с водой, заманивайте его сначала просто помочить ножки, потом помыть коленочки. Пусть запускает в море кораблики и другие водоплавающие игрушки, роет колодцы, строит запруды… Просите малыша набрать и принести ведерко воды для ваших построек. Делайте все ненастойчиво, постепенно, без давления. И через время кроха обязательно вновь полюбит купание.

Чтобы свести подобные проблемы к минимуму, желательно готовить ребенка к купанию в море заранее, когда вы еще находитесь дома. Рассказывайте ребенку, даже самому маленькому, разные интересные истории о море, о том, как вы будете там купаться и отдыхать, чем будете заниматься, во что играть. Можно даже целый ритуал придумать: например, выделить для таких рассказов определенное время. Скажем, перед сном. Читайте малышу книги морской тематики: сказки, стихи, рассказы. Рассматривайте на картинках корабли и морских животных. Смотрите вместе мультфильмы о море. Все рассказы обязательно должны быть светлыми и радостными, позитивными. Так у малыша заранее создастся положительный настрой на отдых. Он полюбит море заочно. А потом будет с нетерпением ждать встречи с ним.

Пока ребенок не умеет плавать и не может развлекать себя самостоятельно, необходимо придумывать для него в воде всевозможные игры. И, конечно, участвовать в них вместе с маленьким купальщиком. Это несложно и весело!

Чтобы малыш не боялся заходить в воду, предложите ему доставать со дна моря небольшие игрушки. Нужны такие предметы, которые тонут. Сначала кладите игрушки у самого берега и просите малыша принести их вам. Потом можно класть их чуть дальше от берега при условии, что вода прозрачная и малыш может их видеть.

Можно собрать на берегу обточенные морем цветные стеклышки или ракушки и разложить их на дне у самого берега. Пусть это будут сокровища с затонувшего корабля. Задача малыша – собрать сокровища и погрузить их на кораблик.

Зайдите с малышом в воду по щиколотку, лягте на живот. Сначала просто полежите у берега, чтобы волны легонько покачивали вас. Затем скажите малышу, что вы – два крокодильчика. Покажите ребенку, как можно ходить по дну на руках, при этом ноги выпрямлены назад и не касаются дна.

Если малыш не боится воды, можно немножко с ним побрызгаться. Покажите крохе, как шлепать ладошками по воде, чтобы получались брызги. На самых маленьких игроков брызгайте совсем чуть-чуть, с малышами постарше можно устроить морской бой посерьезнее. Игра поможет малышу не бояться брызг, научит спокойно относиться к тому, что вода может попасть в лицо.

Бумажный кораблик . Если мама или папа вспомнят свое детство и смастерят для малыша несколько бумажных корабликов, у вас получится замечательная забава. Кораблики можно просто пускать на воду, сажать в них пассажиров, грузить камешками, дуть на них, заставляя двигаться в нужную сторону. После плавания пусть корабли просохнут на солнышке – и они снова готовы к плаванию!

Непременно захватите на пляж или в бассейн вместительную пластмассовую лодочку и несколько мелких игрушек-пассажиров. Малыш сможет посадить пассажиров на кораблик и катать их по волнам, зайдя в воду по пояс. Кстати, роль пассажиров могут играть камешки и ракушки.

Маленький плот . Если у вас есть дощечка для плавания или детский надувной матрас, можно использовать их как плот и катать на них игрушки. Можно положить кроху на матрас, посадить рядом игрушки и отправиться в плавание всем вместе под внимательным наблюдением папы-капитана.

Купаем куклу. Предложите малышу выкупать резинового пупсика или любую другую подходящую игрушку. Можно даже машину вымыть! Подобные нехитрые игры будут помогать крохе безбоязненно заходить в воду.

Морской бой. Пустите в плавание формочку для песка и предложите малышу бросать камешки таким образом, чтобы попадать точно в «кораблик». Бросать камешки можно до тех пор, пока кораблик не потонет. Стремясь точнее попадать в формочку, малыш будет заходить все дальше в воду. Такая забава особенно хороша для маленьких трусишек, боящихся воды.

Детская лейка . Игра с лейкой даст возможность малышу быстро освоиться с водой в открытом водоеме. Чтобы набрать в нее воду, нужно зайти в море хотя бы по колено. Вот и пусть кроха набирает воду, а затем поливает ею песок, камешки, маму с папой и, конечно, себя самого. При этом можно приговаривать:

Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растет
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
(Г. Лагздынь)

Вместо лейки можно использовать пластиковую бутылку. Пусть кроха набирает в нее воду, наблюдая за смешными пузырьками воздуха, затем выливает воду и снова набирает.

Надувной мяч . Поиграйте с малышом в воде небольшим надувным мячиком. Если кроха уже умеет ловить мяч, перебрасывайте игрушку друг другу. Только следите, чтобы во время игры малыш не заходил в воду дальше, чем по пояс: он может потерять равновесие и «нырнуть». Если кроха еще не может ловить мяч, просто бросайте мячик на мелководье, пусть малыш вылавливает его из воды и приносит или бросает вам.


Детские стишки

Маленьким ребятишкам нравится, когда их повседневные дела и игры сопровождаются стишками. Со стишками и купаться веселее, и со страхом воды легче справиться!

Баба сеяла горох! Наверное, и вы сами в детстве забегали в море под эту веселую приговорку. В детстве было страшно первый раз окунаться в прохладную воду, и стишок в этом помогал. Чтобы отвлечь малыша от возможных неприятных ощущений, берем его на руки (если он не возражает), заходим в воду по пояс, а затем ритмично рассказываем стишок и в конце приседаем:

Баба сеяла горох
И сказала деду: «Ох!»
А потом расскажем другой вариант стишка и попрыгаем в воде:
Баба сеяла горох –
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок –
Прыг-скок, прыг-скок!

Следующий детский стишок тоже замечательно подходит для игры в воде. Под него можно окунать малыша в воду, держа под мышки или за запястья, слегка бултыхать в водичке, вытаскивать и снова окунать.

Пришел медведь к броду,
Влез на колоду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду!

Можно поиграть с волнами, приговаривая стишок Э. Машковской. Мама берет кроху за ручку, и вместе они бегут к морю:

Море, я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
А волна бежит ко мне!…

Если малыш не боится воды, смело забегаем в море. Если же он пока еще опасается купаться, добегаем до кромки воды, встречаемся с волной и быстренько отбегаем назад. Так повторяем до тех пор, пока игра интересна ребенку. Эту забаву тоже можно использовать для первого знакомства малыша с морем.

А теперь поиграем с морем под стишок С. Капутикян. Только немножко переделаем его. Все-таки мы не в ванной будем купаться, а в настоящем море! Попробуйте выполнять разные движения под стишок – хлюпайте ладошкой по водичке, болтайте ножками, прыгайте:

Кто тут будет – куп, куп,
По водичке – хлюп, хлюп,
В море быстро – прыг, прыг,
В море ножкой – дрыг, дрыг?
Будут волны пениться,
И страх куда-то денется…

Безопасное купание

Даже если море совсем мелкое и спокойное, даже если вам кажется, что кроха – вполне сознательный ребенок и сам никогда не полезет на глубину, никогда не забывайте главное правило безопасности на воде : малыш должен находиться возле водоема и в воде только вместе со взрослым! Не оставляйте его без присмотра ни на минуту!

Если у вас есть небольшая надувная лодочка или матрас, будьте крайне осторожны, плавая на них вместе с малышом. Конечно, покачаться на волнах с папой или мамой – дело приятное и веселое! Но подобные «плавсредства» небезопасны: лодочки легко переворачиваются даже от небольшой волны, с матраса можно без труда соскользнуть в воду, да и сдуться он может… Поэтому, если берете в плавание кроху, обязательно надевайте на него надувной жилет (не круг!) или нарукавники. Так, даже если малыш случайно упадет за борт, он не нырнет под воду, а удержится на поверхности. И, конечно, не заплывайте с ребенком далеко от берега. В целях безопасности, пока ребенок мал, лучше плавать на мелководье.

Купаясь в море с ребенком , старайтесь держаться в стороне от резвящихся в воде ребятишек постарше и подростков. Они могут нечаянно толкнуть ребенка и даже сбить его с ног. Если вы во время купания держите малыша на руках, не заходите слишком глубоко в воду. Важно, чтобы вы уверенно стояли на ногах и не потеряли равновесие.

Возможно, вам будут интересны статьи

Регулярные занятия ребенка плаваньем благотворно воздействует на детский организм, укрепляет иммунитет и развивает личностные качества ребенка. О том, как именно влияет плавание на организм ребенка, чему стоить учить детей в воде в разном возрасте и насколько часто устраивать походы в бассейн, рассказывают ведущие специалисты, спортсмены, имеющие опыт работы с детьми.

Татьяна Гавриленко

Старший тренер Premier Palace Fitness Club , инструктор по плаванью и аквааэробике, мастер спорта по триатлону и полиатлону, чемпионка Украины, призер кубков Европы и мира

Воздействие водной среды и водной гимнастики на организм грудного ребенка

Плавание в раннем возрасте имеет массу положительных моментов и благотворно влияет на детский организм. На грудничков плавание оказывает укрепляющее действие - укрепляются мышцы спинки, животика, шейки, ручек и ножек. Кроме того, грудничковое плавание стимулирует кровообращение, развивает сердечную мышцу и тонизирует кожу малыша.

Немаловажным является и то, что грудничковое плавание помогает избавиться от проявлений гипертонуса и гипотонуса, анемии и рахита. Те крохи, которые регулярно занимаются плаванием, реже болеют респираторными заболеваниями, а также раньше начинают ползать и ходить. Также занятия плаванием снимают напряжение, способствуют более глубокому сну и улучшению аппетита, служат профилактикой против простуды, сколиоза, сутулости, нарушений осанки, мышечной дистонии.

Занятия в воде воздействуют практически на все органы и системы детского организма

Дыхательная система

Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание - мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения

Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат

В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру, снижается нагрузка на позвоночник. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ. Это полезно для развития организма, способствует формированию правильной осанки и является профилактикой сколиоза и мышечной дистонии. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат. В то же время, активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Выделительная система

Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Закаливание, терморегуляция

Плавание способствует закаливанию организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды, малыш становится менее подвержен простудным заболеваниям. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.

Центральная нервная система

При постоянных занятиях плаванием укрепляется нервная система, спокойнее становится сон, повышается аппетит и общий тонус организма ребенка. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

Стрессовые состояния ребенка

Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом и заставляет правильно дышать, снабжает мышцы большим количеством кислорода. Вода массажирует мышцы и снимает на себя стресс.

Формирование личности

Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды, развивает в себе такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети, плавающие с рождения, более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.

Чем полезно плавание для детей?

Регулярные занятия плаванием воспитывает у ребенка с раннего детства привычку к здоровому, активному образу жизни. Водные занятия закаливают ребенка, помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию.

Плавание детей в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Ребенок становится более здоровым, сильным и гибким и начинает испытывать гордость за свои достижения. Навыки плавания, приобретенные до 3-х лет, остаются на всю жизнь, поэтому очень важно, чтобы они были правильными. Если вы не дипломированный тренер, но хотите чтобы ребенок умел хорошо плавать, не стоит самим пытаться учить его, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов правильной постановки техники плавания. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то для него подбирается особый режим занятий и специальные упражнения, позволяющие улучшить состояние или полностью восстановить здоровье. Квалифицированные тренеры по плаванию в фитнес-клуба «Премьер Палас» подбирают комплексы плавательных упражнений индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста, уровня физической подготовки и степени водной адаптации.

У плавания есть противопоказания:

  • врожденный порок сердца,
  • кожные заболевания, которые сопровождаются нарушением целостности кожного покрова (та же экзема), заразные кожные инфекции (чесотка)
  • насморк, острые вирусные инфекции. Занятия стоит пропустить и в том случае, если у ребенка поднялась температура
  • что касается профессионального плавания – чтобы быть принятым в секцию, малыш должен быть абсолютно здоров.

Елена Марченко

Инструктор по плаванию Premier Palace Fitness Club, мастер спорта международного класса по подводному плаванию. Многоразовая чемпионка и рекордсменка Украины, Европы и мира.

Плавание с малышами 1,5-3 года

Если вы решили приобщить ребенка к воде в этом возрасте, будьте готовы к тому, что возможно, на первых занятиях ребенок не захочет заходить в воду, будет напряжен и скован, очень беспокоен или будет плакать - это боязнь воды. Чем позже ребенок начинает осваивать водную среду, тем дольше длится период водной адаптации ребенка. Здесь не стоит торопить малыша, не нужно его заставлять. Ребенок должен войти в воду добровольно. Игра - самый лучший способ познания нового и преодоления страхов. На первых занятиях тренер и родители, играя с ребенком, постепенно завлекают его в воду и в конечном итоге, сам того не заметив, малыш все-таки оказывается в бассейне. Но на это может уйти не одно и не два занятия.

Занятия нужно проводить регулярно, не реже 2-3 раз в неделю, иначе не достигается необходимый уровень адаптации к водной среде. Малышей не обучают кролю на спине или на груди, в таком возрасте невозможно научить согласованию дыхания с движениями рук или ног. Про обучение спортивным стилям плавания можно говорить только в 5-6 лет, когда развитие интеллекта ребенка достигнет такой стадии, что у него появится способность к обучению. Главное в возрасте до трех лет – это контакт с водой, положительные эмоции, формирование правильного отношения к воде, оздоровление и разумная физическая нагрузка.

Если малыш не знаком с «грудничковым» плаванием, то с 1,5-3 лет ребенок обучается самому простому:

  • не бояться воды,
  • безбоязненно играть и плескаться,
  • делать попытки лежать на воде,
  • осваивать выдох в воду.

Если же к полутора годам малыш уже опытный «грудничковый пловец», то он может свободно нырять и плыть под водой, учится держаться в воде, учиться скользить на воде. Ближе к 2,5-3 годам можно приучать к плавательным очкам, маске с трубкой.

Плавание с детьми 3-4 лет

К трем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для выполнения базовых навыков техники плавания. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Во время занятий тренер по плаванию:

  • знакомит ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению рук и ног, что при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а в вертикальном плохо),
  • учит открывать глаза под водой,
  • задерживать дыхание,
  • держаться на воде и скользить по ее поверхности,
  • научит «чувствовать воду»,
  • правильно набирать и выпускать воздух во время плавания,
  • выполнять правильные движения ногами вверх - вниз.
  • Все эти занятия подготавливают малыша к спортивным и прикладным способам плавания.

Плавание с детьми 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают осваивать более сложные координационные действия, способны лучше концентрировать свое внимание на выполняемых ими движениях и хорошо усваивают указания взрослых. Именно в это время дети с большой охотой учатся плавать. С детьми 4-5 лет тренер проводит занятия и игры, помогающие ребенку обрести определенную степень свободы в водном пространстве:

  • научиться передвигаться под водой;
  • плавать спортивными и прикладными способами плавания;
  • научиться нырять в глубину и длину;
  • освоить подводное плавание с маской, очками, ластами, трубкой;

Ближе к 5 годам дети способны тренироваться любыми стилями, однако развитие техники плавания ребенка находится в начальной стадии, и его движения будут лишь напоминать правильные.

Только начиная с 5-6 летнего возраста ребенок становится способен внимательно слушать наставника и правильно выполнять его указания. Ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде. Если хотите чтобы он стал отличным пловцом, в 5-6 лет ребенка целесообразно отдавать в групповые секции по плаванию. Учтите, что для достижения результатов ему придется несколько раз в неделю (в начале - 3 дня, позже - 5-6 дней) заниматься, причем это будут целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения - все это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. А если так… Возможно, он станет чемпионом!

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Похожие статьи